Бениамин Матевосян: очередные договоренности из «Турецкого дома» обнародованы
01 ноября 2024, 12:20
(Армения закрывает тему Геноцида армян)
Вопрос Геноцида армян не является приоритетом внешней политики Армении, заявил в парламенте глава армянского МИД Арарат Мирзоян. «Это не наш приоритет №1. Исследование трагических страниц истории или их превращение в приоритет №1 внешней политики не находится в повестке», — сказал Мирзоян.
Было бы ложью сказать, что заявления Мирзояна были неожиданностью. С 2018 года действующая властная группа шаг за шагом шла к этому заявлению. А после встречи Никола Пашиняна с Реджепом Тайипом Эрдоганом в «Турецком доме» официальный отказ от Геноцида как приоритета внешней политики был вопросом времени.
Сейчас мы оставим в стороне даже то, что Мирзоян концептуально повторяет озвученное еще в 2021 году президентом Турции Эрдоганом заявление о том, что вопросы признания Геноцида должны решать историки. Оставим в стороне и том, что заявления Мирзояна повторяют концепт, закрепленный в «Шушинской декларации», подписанной Алиевым и Эрдоганом в 2021 году, согласно которому Баку и Анкара считают, что «искажение истории нанесло ущерб миру и стабильности в регионе», а также то, что стороны «поддерживают усилия Турции, «открывшей свои архивы» по событиям 1915 года», и призывают Армению и другие страны открыть архивы «для проведения исследований историков по этому вопросу». Мы поговорим о другой стороне последствий заявления Мирзояна.
Оставив эмоциональную составляющую отметим, что такие факторы как Карабахская государственность, иски в международные инстанции против Азербайджана, сохранение исторической памяти о резне армян в Баку, Сумгаите, Мараге, тема Геноцида армян 1915 года — это все линии обороны РА на дипломатическом фронте. Не понимать этого — значит не иметь представления о понятии государственность в целом.
Все озвученное в совокупности использовалось Ереваном для создания баланса в отношениях с Баку и Анкарой. Турция и Азербайджан были вынуждены концентрировать политические, экономические, дипломатические усилия для противодействия обозначенным факторам, что обеспечивало безопасность самой Армении. Проще говоря — мы не позволяли Баку и Анкаре концентрироваться на уничтожении государственности РА.
Сегодня же, отказываясь от всего вышеизложенного, официальный Ереван своими собственными руками создает почву для атак уже на саму Армению. Причем, термин «атака» — это не просто фигура речи, это констатация военно- стратегических намерений соседей Армении.
Стратегически откровение Мирзояна — это заявление о том, что процесс свертывания политического проекта «армянская государственность» вступает в одну из заключительных фаз. Государство было и пока еще остается для армянского народа инструментом для защиты от повторения событий 1890-х, 1915-го, 1920-х и пр. В определенный период своего развития армянское государство после 70 лет становления и укрепления в рамках СССР сумело поставить перед собой задачу защиты армян, в том числе, Карабаха. Поставило и решило.
Сейчас же, отказываясь от вопроса Геноцида, а тем самым от идеи государства как инструмента защиты армянского народа, мы ставим под сомнение целесообразность компактного проживания армян в регионе в рамках собственного суверенного политического образования.
Задумайтесь об этом…