All Этнический код Философский пароход Родные с Севера Реальная Турция Простые истины Полет над домом моим Нерассказанная история Народ говорит Миропорядок 2.0 Инстафейс Заголовок Добрый армянский вечер Депортация из Арцаха Гостеприимная Москва Вне поля зрения Большой репортаж Аудиокнига: «Армянская литература» Армянский пасхальный стол с Гаяне Бреиовой Армянский новогодний стол с Гаяне Бреиовой Армянская неделя Newsroom Alter Ego Alpha Собеседник Alpha Economics Alpha Analytics 7 портретов из истории армянского народа 5 портретов из истории армянского народа 2025 – что будет? | Арцах – Армения: новый мировой порядок 2024 – что будет? | Арцах – Армения: новый мировой порядок

Мы всегда были интересны всем своим языком, религией и историей. Всё это и есть мы — «Смыслы» от Тиграна Давтяна

01 февраля 2025, 15:14

 

Умей принудить сердце, нервы, тело
Тебе служить, когда в твоей груди
Уже давно все пусто, все сгорело
И только Воля говорит: «Иди!»
Р. Киплинг

Когда мы говорим и пишем об Армении как она есть сейчас, следует отметить, что никто из нас не может точно понимать происходящее. Но всё, что мы говорим или пишем, питается энергией от нашей любви и беспокойства, а эти состояния часто являются более точными политическим, культурным, социологическим барометром, нежели классический анализ политолога. Что мы знаем? Точно – мы не знаем ничего. Мы лишь чувствуем, что наша страна повисла над пропастью. Мы лишь пытаемся объяснить себе причины этого беспокойства. Мы можем потерять себя не потому, что тандем Турция-Азербайджан в настоящее время представляет в регионе большую силу, – нет! Есть другая угроза: мы теряем себя, потому что у нас размывается духовный стержень, и ужасает то, что наше большинство этого не понимает. Фактор духовности, как важнейшая доминанта жизни отдельного человека и нации, стирается на наших глазах, в том числе при помощи безответственных заявлений властей о новых реалиях, современном мире, желании быть с «цивилизованным» или «демократическим» человечеством.

А нам как раз нужно сохранить наше ощущение себя отличными от других, иными. Такая самоидентификация всегда была для нас лучшим подсказчиком в трудных положениях. Я бы очень не хотел, чтобы мои слова путали с высокомерием, надменностью и другими нашими недостатками, которые есть, и от которых мы должны избавляться по мере нашего переосмысления самих себя. Переосмысления, но никак не растворения себя в других. Если угодно, я скажу так: нам не подходит чей-то путь, не важно, каков он. Он чей-то, и этим он нас не должен устраивать. Идти вслед за кем-то, ничего не понимая в идеологии, в которую ты вознамерился интегрироваться – это и есть дорога в никуда. У меня стойкое убеждение, что Запад сам запутался в своих ценностях, а «если слепой поведет слепого…».

Уберите, господин Пашинян, из вашего словаря изречения типа «форпост демократии», и пусть они, эти сомнительные понятия, останутся висеть полусгнившими плодами в «цветущих садах» Борреля. А нам оставьте наши фрукты и Араратскую долину. Мы должны быть верными своей судьбе, своей географии.

Мы всегда были интересны всем своим языком, религией и историей. Всё это и есть мы. Точнее, мы – это результат нашего сбережения во времени этих трёх доминант. В полноте своей истории мы обращались к богу на своём языке. Той самой истории Армении, которую не просто хотят отменить, а принуждают нас, чтобы мы сами отказались от неё, как от хранительницы нашего времени.

Мы всегда были желаемы всеми и везде, когда наше достоинство контролировало наши слабости. И мы не будем никому нужны, если смалодушничаем и назовём наши невразумительные поступки правильным пониманием современной международной действительности. Нам не нужна эта безвкусная упаковка: быть, как Запад или Восток – не важно; нам нужно находиться внутри нашей традиции, которая сейчас переживает период искажения и находится в опасной близости от исчезновения.

Мы должны не бояться быть одинокими путниками в движении по направлению воссоздания своей собственной системы ценностей, которая дала трещину; того выбора, который мы сделали после Халкидонского собора 451 года. Для этого нам необходимо воздерживаться от сомнительной ассимиляции с культурными ценностями, которые новое время, подобно чудовищу, исторгло и продолжает исторгать из своего чрева. Глаза нашей национальной души должны быть повернуты в сторону вечности, ибо оттуда на древний христианский народ может быть ниспослана сила сопротивления.

P.S. Кто-нибудь объясните армянам, сомневающимся в том, что события, произошедшие в Западной Армении в 1915 году, следует трактовать как геноцид, что вслед за подобного рода кощунственным пересмотром трагических событий, произошедших в Сирийской пустыне и не только, нам придётся: а) Признать Согомона Тейлеряна банальным убийцей и б) Быть готовыми держать нравственный ответ перед странами геноцид признавшими. Не слишком ли далеко кто-то заходит в своей распущенности?