All Этнический код Философский пароход Родные с Севера Реальная Турция Простые истины Полет над домом моим Нерассказанная история Народ говорит Миропорядок 2.0 Инстафейс Заголовок Добрый армянский вечер Депортация из Арцаха Гостеприимная Москва Вне поля зрения Большой репортаж Аудиокнига: «Армянская литература» Армянский пасхальный стол с Гаяне Бреиовой Армянский новогодний стол с Гаяне Бреиовой Армянская неделя Newsroom Alter Ego Alpha Собеседник Alpha Economics Alpha Analytics 7 портретов из истории армянского народа 5 портретов из истории армянского народа 2025 – что будет? | Арцах – Армения: новый мировой порядок 2024 – что будет? | Арцах – Армения: новый мировой порядок

Во времена власти Роберта Кочаряна внутри нас не жила такая тревога — «Смыслы» от Тиграна Давтяна

15 марта 2025, 17:00

 

«Нельзя быть героем, сражаясь против отчизны»

Виктор Гюго

В клинической психологии существует термин «метафизическая интоксикация». Это синдром расстройства мышления, проявлением которого являются размышления на отвлеченные темы и отсутствие всякой критики у носителя данного типа невроза. Но главным негативным, побочным эффектом данного вида расстройства является постепенное снижение энергетического потенциала. Говоря просто, хаотичные рассуждения полностью вытесняют здоровый образ жизни, который включает в себя способность индивида преодолевать трудности жизни. Существует ли термин «политическая интоксикация», я не знаю, но то, что нашей нации что-то подобное сильно угрожает, – очевидно. Здесь формулировать побочный эффект следует так: бесконечные и бесплодные разговоры о политике, внешней и внутренней, убивают в нас витальные силы. Похоже, каждый из нас стал заложником тяжёлого бремени, которое возложил на нас Никол Пашинян в 2018 году – быть всем миром и каждому в отдельности премьер-министром Армении. Все побросали свои дела и занялись политикой, то есть, досужими разговорами и карикатурными рассуждениями. Так и живем с тех пор. Конечно, политика – одна из любимых народных тем в любой стране, и Армения, в этом смысле, не исключение, но в нашем случае это постепенно приобрело характер коллективной патологии. Бытовой, политический дискурс, точнее – базар, превратился в тему – паразита, то есть, не мы управляем им, а он нами. В том смысле, что мы не вольны не быть соучастниками политического процесса в режиме 24/7.

Никогда бы не подумал, что я буду тосковать по временам, когда республикой руководил Роберт Кочарян. Кто-то его критиковал, кто-то ругал, делая это с той или иной степенью интенсивности. При этом многообразие нашей обыденной жизни не было нарушено. И это самое важное. И давайте согласимся, в те времена внутри нас не жила такая тревога. Тогда мы не ощущали, как сейчас модно говорить, экзистенциальной угрозы.

Положа руку на сердце, второй президент Армении, в годы своего правления, мне не нравился. Однако, мне очень нравилась стабильность в государстве, которая была при нем. Мне очень нравилось видеть нашего руководителя среди почётных гостей 9 мая на Красной площади, что не мешало ему иметь замечательные отношения с лидерами ведущих западных и не только западных стран. Тогда, чтобы иметь тёплые отношения, например, с Жаком Шираком не нужно было ухудшать отношения Россией, а нынче мы с Россией почти поссорились, о чём знают все.

Мне кажется, мы очень неправильно расставили в те былые и благоприятные времена некоторые ударения. Я поясню: мы обращали внимание на качества и приметы лидера – с акцентом он говорит на армянском языке или нет, родился ли он в Советской Армении или нет и т. д. А следовало внимательно следить за динамикой уровня нашей жизни: положительная она или отрицательная. Я имею в виду и материальный фактор, и психологический фон нашей действительности.

Теперь мы получили «своего» руководителя, с хорошим армянским языком, я бы сказал остроумного, но вместе с этим мы имеем тревогу и положение — «враг у ворот». Мы подписали какие-то соглашения с МУС, в которые я даже вникать не хочу. Мне достаточно того, что эта организация не уважает лидера народа, веками протягивающего нам братскую руку помощи. Да, и живём бедно. Шила в мешке не утаишь.

Зато у руля «свой парень», который на премьерском велосипеде везет нас в «светлое европейское будущее». В связи с этим вспомнился фильм Георгия Данелия «Паспорт», смысл которого прост: покинуть Родину до смешного легко, а вот вернуться обратно трудно. Я к тому, что, если мы «намылились» всем миром уезжать из нашей страны, то это не будет так, что «не понравится – вернёмся». Европа не Россия, находясь в которой у тебя нет ощущения потери своего места близ горы Арарат. Возвращаться с Запада будет некуда – «свято место пусто не бывает». И кто это место займёт догадаться не трудно.

Нужно срочно взрослеть. Тогда нас будут интересовать не мифические миллиарды на счетах «бывших», а то, какое настроение царит на улицах Еревана: депрессивное, как сейчас, или уверенное и дерзко-ироничное, как когда-то. Как там поётся в популярной некогда песенке? «Думайте сами, решайте сами…»