All Этнический код Философский пароход Родные с Севера Реальная Турция Простые истины Полет над домом моим Нерассказанная история Народ говорит Миропорядок 2.0 Инстафейс Заголовок Добрый армянский вечер Депортация из Арцаха Гостеприимная Москва Вне поля зрения Большой репортаж Аудиокнига: «Армянская литература» Армянский пасхальный стол с Гаяне Бреиовой Армянский новогодний стол с Гаяне Бреиовой Армянская неделя Newsroom Alter Ego Alpha Собеседник Alpha Economics Alpha Analytics 7 портретов из истории армянского народа 5 портретов из истории армянского народа 2025 – что будет? | Арцах – Армения: новый мировой порядок 2024 – что будет? | Арцах – Армения: новый мировой порядок

Бениамин Матевосян: есть ли турецкий след во взрыве в иранском порту?

29 апреля 2025, 19:06

(Что может потерять Армения из-за взрыва в Бендер-Аббасе?)

Проект «Север-Юг» продолжает подвергаться атакам с разных сторон. В Армении этот проект, можно сказать, откровенно саботировался еще до событий 2018 года, превратившись в один из самых коррупционных (если не самый коррупционный) долгостроев страны. И вот, по проекту нанесен очередной удар.

26 апреля в крупнейшем торговом порту Ирана взорвалось несколько контейнеров, что привело к сильному взрыву и пожару. Уже известно о 40 погибших и более 1 200 раненых. Взрыв в Бендер-Аббасе — удар не только по Тегерану. Порт является ключевым узлом международного транспортного коридора «Север-Юг», который сегодня фактически парализован. Этот путь должен был обеспечить быструю и доступную транспортировку грузов из России в Индию, минуя Запад. Взрыв ставит под угрозу не только этот маршрут, но и жизнеспособность всей инициативы. Более того, на проект «Север-Юг» совершили атаку и в другой его точке. С 25 апреля на границе Индии и Пакистана происходят боестолкновения. Мировая пресса полна заголовков о том, что «вскоре между странами вспыхнет полноценная война». Более того, уже есть сведения о том, что Турция отправила в Пакистан самолёты с оружием. Сообщается, что в Пакистан прибыли шесть военно-транспортных самолётов C-130E турецких ВВС.

Очевиден турецкий след. Добавьте к этому тот факт, что вертолет с президентом Ирана Эбрахимом Раиси потерпел крушение еще 19 мая 2024 года, возвращаясь из Азербайджана, и вы увидите, что турецкий, тюркский след четко просматривается и в других событиях, происходящих в регионе. Эти события также влияют на реализацию проекта «Север-Юг».

Что же касается Армении, то пока премьер Никол Пашинян, посещает Эстонию, возлагая цветы к «мемориалу памяти жертв коммунизма», страна из-за произошедшего в Иране может потерять даже малейший шанс участия в проекте «Север-Юг» и ограничится тем, что просто отдаст в безвозмездное и бессрочное пользование Турции и Азербайджану дорогу через армянский Сюник. Иными словами, Армения также может оказаться среди пострадавших от событий в Иране.

Единственным осязаемым шансом Армении на вовлечение в региональные транспортные проекты с выгодой для себя была реализация проекта «Север-Юг», логике которого соответствовало и заявление 9 ноября 2020 года. Но проект подвергался атакам как политически — самой Арменией, так и физически — иными акторами.

Задумайтесь об этом…