Мы погрязли в местечковом самолюбовании: «Смыслы» от Тиграна Давтяна
28 июня 2025, 16:13
«Война – отец всех, царь всех: одних она объявляет богами, других – людьми, одних творит рабами, других – свободными»․ Гераклит
Все публичные дискуссии в армянском обществе сводятся к вопросу о том, как превозмочь кризис, в котором оказалась наша республика. Несмотря на бессовестность власти, которая надев уродливую маску, пытается выдать себя и вместе с собой всех нас полноценными политическими игроками. Мало-мальски здравомыслящие люди понимают, что своего слова в текущем геополитическом раскладе у нас нет. В той разновидности преферанса, в котором задействованы два реальных игрока, мы стали тем третьим, невидимым участником, который должен обязательно сказать «вист». Его не спрашивают. Он лишь слагаемое, необходимое для того, чтобы игра длилась.
Я бы сместил акцент армянского, публичного обсуждения. Нам следует больше говорить об этике, чем о политике. Я бы говорил об острой необходимости возвращения национального достоинства, которое мы утратили. Не может быть так, чтобы мы окончательно потеряли совесть. Сложность в том, что мы сваливаем вину за надвигающуюся катастрофу на других: правительство, кого угодно, только не на себя. А кто, прошу прощения, выбирал, и не раз, нынешнее правительство? Кто, голосуя за сегодняшнее руководство, опирался на ненависть в себе самом, зависть, иллюзии, необоснованные амбиции, но только не на здравый смысл? Мы. И никто другой.
Мы, армяне, очень плохо смотримся, когда приспосабливаемся к чужой системе культурных ориентиров. Иными словами, нам категорически не подходит, когда кто-то делает за нас выбор, какими мы должны быть и где нам следует находиться. Эта позиция проигрышная, и мы находимся внутри неё. И это первое, что мы все должны понять и признать. А не делать вид, что, выбирая «прогрессивное человечество», предпочтя непонятное для меня собирательное понятие «Запад», мы поступаем, как свободные люди. Это – самообман.
Надев на себя контрафактную одежду, расшитую известными лейблами и просиживая в ереванских кафе, мы, сами того не заметив, тоже превратились в дурную копию самих себя. Из армян мы превратились в «как бы армян». Нам бы скинуть с себя гротескную одежду и попробовать вновь влезть в военную форму. Следует перестать относиться к себе, как к ценности. В этом корень зла. Мы погрязли в местечковом самолюбовании, которое отнимает у нас трезвость и энергию действия.
Давайте, подумаем о высылке детей, женщин и стариков из страны в безопасное место, а затем дадим последний бой. Займём оборону по периметру нашей границы, и пусть нас забросают «байрактарами». В конце концов, что такое беспилотник? Это метафора стрелы или копья, при помощи которых поражают окружённое или попавшее в засаду войско. Буквально под боком у нас (пару сотен километров от Еревана), в Месопотамии, около 2000 лет тому назад парфяне таким образом уничтожили отряд сына Марка Лициния Красса Публия, который вместе с Цезарем ковал победу римлян в Галлии. Фермопильские герои, вместе со своим царём таким образом встретили смерть от персов; это случилось приблизительно 2500 лет тому назад, зато сегодня, в 2025 году, мы рассказываем об их деянии в школах детям, как о беспримерном акте мужества.
И вот такая повестка и будет нашей, армянской, повесткой. Такой вариант развития событий на нашем участке Южного Кавказа не рассматривается никем. И в этом наш шанс покинуть историческую сцену на своих условиях.
Я очень люблю рассуждение одного философа, когда он интерпретирует слова Сократа, сказанные афинянам в ответ на вопрос о том, война – это хорошо или плохо, и, следует или нет биться со спартанцами. Мысль Сократа, по мнению Александра Пятигорского, заключалась в следующем: «Война – это плохо, но вы, афиняне, ещё хуже, чем война. Поэтому, идите и воюйте, может быть, исправитесь».
Культ мещанских ценностей, в котором мы, армяне, погрязли должен уступить место беспощадности правды и действию.