Бениамин Матевосян: антироссийский плацдарм — почему Армения выбирает НАТО?
24 сентября 2025, 19:00
(А НАТО и ЕС выбирают Армению?)
Если бы заявление, которое премьер РА Никол Пашинян сделал 23 сентября на «Форуме армянской демократии», прозвучало от кого-то из представителей парламентской оппозиции, то он и его команда обвинили бы этого оппозиционера во вредительстве, распространении паники, пессимизма и пораженчества.
Что же заявил Пашинян?
Лидер партии «Гражданский договор» сказал, что Армению могут не принять в Евросоюз, даже если она достигнет всех необходимых стандартов. «Мы понимаем, что даже после этого можем не стать членом ЕС, но наша главная задача — соответствовать стандартам ЕС. Когда мы этого достигнем, примут нас — хорошо, не примут — у нас будет свой результат», — сказал он.
По части ЕС мы разобрались, и из заявлений Пашиняна очевидно, что и он понимает бесперспективность попыток вступить в Евросоюз. А что же НАТО? Есть ли шансы у Армении вступить в НАТО? Выступая на 108-м двухдневном семинаре Роуз-Рот Парламентской ассамблеи НАТО в Ереване, министр обороны РА Сурен Папикян заявил, что сегодня Минобороны постоянно получает профессиональную консультационную помощь от США и Франции. Комплексную помощь по ряду направлений оказывает также Греция.
Давайте остановимся на этом и подробнее разберем геополитическую суть заявления Папикяна. Власти Армении объясняют свой полный отказ от сотрудничества с Москвой, имеющей влияние в регионе, тем, что 102-я российская военная база в Армении якобы воспринимается Турцией как «угроза ее безопасности». Иными словами, логика такова: у Турции есть проблемы с Россией, и сотрудничество Армении с Россией создаст проблемы для Армении в отношениях с Турцией.
Греция и Турция сегодня ближе к войне, чем Турция и Россия: от «милитаризации островов» в Эгейском море до проблемы Кипра — все это может стать искрами, из которых разгорится новый греко-турецкий конфликт. Но это не мешает властям РА не просто сотрудничать с Грецией, но и делать это настолько институционально, что об этом заявляет сам министр обороны Папикян.
Здесь возникает еще один очень важный вопрос: какую цель преследуют все эти действия, связанные с интеграцией в НАТО? Враги НАТО — это Турция и Азербайджан? Нет! Враг НАТО — это Россия! НАТО модернизирует армии стран, не входящих в Североатлантический альянс для повышения их обороноспособности в борьбе с врагами этих государств? Нет! НАТО вовлекает в свои программы армии таких стран для последующего вовлечения их в войну против врагов НАТО. Конечно!
Можем ли мы сказать, что и Армению готовят к войне с Россией, готовят к присоединению к лагерю, воюющему с Россией? В этом контексте Армении нет места ни в ЕС, ни в НАТО. И не потому, что мы цивилизационно отличаемся от стран, входящих в эти организации, а по одной простой причине: Пашинян и без вступления в НАТО или ЕС сделал Армению одним из антироссийских плацдармов.
Это проявляется не только в снижении российского военного фактора в регионе, но и в том, что Армения исключается из цепочек параллельного импорта в РФ, а по документу от 8 августа дала США доступ к своей таможне. Зачем НАТО и ЕС тратить больше средств на Армению, интегрировать ее в свой состав, давать гарантии безопасности, да еще и в ситуации, когда важнейший член НАТО, Турция, воспринимает Армению как угрозу для себя, когда и без этого мы «анти-Россия»? Иными словами, если возникнет опасность, почему НАТО должно бороться за Армению против Турции?
Задумайтесь об этом…