Армянское руководство боится, что новый проект с «Росатомом» будет воспринят как сближение с Россией: Игорь Юшков
Ведущий эксперт фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков в комментарии Alpha News рассказал о ситуации вокруг строительства новой АЭС в Армении и позиции Еревана.
«Нынешнее руководство Армении опасается, что если начнет реализовывать с «Росатомом» новый крупный проект – не просто продление срока эксплуатации действующего энергоблока, а строительство новой станции, будь то малая АЭС или полноценная атомная электростанция, – то это будет воспринято международным сообществом как сближение Армении и России. А именно этого Никол Пашинян стремится избегать. Напротив, он всеми силами демонстрирует отход от России и движение в сторону сотрудничества с коллективным Западом. Поэтому сегодня избрана выжидательная позиция. С одной стороны, Армению и Россию связывает давнее сотрудничество в атомной сфере. Недавняя модернизация и продление срока эксплуатации действующего энергоблока – тому подтверждение. Технические контакты налажены, специалисты хорошо знают друг друга, накоплен значительный опыт совместной работы. Российский проект объективно выглядит наиболее выгодным: как по стоимости, так и по уровню безопасности и качества. «Росатом» является мировым лидером на рынке атомных технологий, строительства АЭС и поставки ядерного топлива», — сказал Юшков.
По мнению эксперта, Пашинян, с одной стороны, не хочет сотрудничать с Москвой в таком стратегическом вопросе, а с другой – понимает преимущества российского проекта.
«Недавний конкурс в Казахстане это доказал: несмотря на сомнения руководства страны, «Росатом» победил и возглавил консорциум по строительству первой казахстанской АЭС. Аналогичный сценарий мог бы реализоваться и в Армении: предложение России наиболее рационально. Однако политический фактор играет против. Пашинян, с одной стороны, не хочет сотрудничать с Москвой в таком стратегическом вопросе, а с другой – понимает преимущества российского проекта. Поэтому он ждет альтернативных предложений – от американских, французских, южно-корейских или японских компаний. На рынке конкуренция действительно высока. Есть еще один возможный игрок – Китай, который активно строит АЭС в разных странах. Китайский проект тоже может оказаться привлекательным. Но и он на Западе будет воспринят как «разворот» Еревана, аналогично российскому. Это ставит армянское руководство в двойственное положение: выгодно – да, но политически рискованно. В итоге возникает пробуксовка. Времени же остается все меньше. Строительство атомных электростанций занимает годы. «Росатом» – один из немногих, кто, как правило, выдерживает сроки. Показателен пример Белоруссии: работы начались в 2012 году, а уже в 2020-м первый энергоблок дал электричество. Армении такой темп жизненно необходим. К 2036 году действующий энергоблок будет выведен из эксплуатации. Идеальным сценарием стало бы, чтобы новый энергоблок был как минимум такой же мощности, а лучше больше, и вступил в строй сразу, без «ядерной паузы». В противном случае страна столкнется с дефицитом электроэнергии, придется наращивать импорт, что приведет к росту стоимости энергии и станет серьезным ударом по экономике», — заключил Юшков.
Подробности в видео