All Этнический код Философский пароход Родные с Севера Реальная Турция Простые истины Полет над домом моим Нерассказанная история Народ говорит Миропорядок 2.0 Инстафейс Заголовок Добрый армянский вечер Депортация из Арцаха Гостеприимная Москва Вне поля зрения Большой репортаж Аудиокнига: «Армянская литература» Армянский пасхальный стол с Гаяне Бреиовой Армянский новогодний стол с Гаяне Бреиовой Армянская неделя Newsroom Alter Ego Alpha Собеседник Alpha Economics Alpha Analytics 7 портретов из истории армянского народа 5 портретов из истории армянского народа 2025 – что будет? | Арцах – Армения: новый мировой порядок 2024 – что будет? | Арцах – Армения: новый мировой порядок

Бениамин Матевосян: Алиев видит в Путине угрозу своей власти

30 октября 2025, 12:00

(Пашинян и президент Азербайджана в этом отношении также схожи)

Что происходит в российско-азербайджанских отношениях? Вопрос не праздный: от реалий отношений Москвы и Баку в значительной степени зависит возможность управлять рисками в сфере безопасности на Южном Кавказе. Именно этот вопрос сегодня прокомментировал и пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. «Россия высоко оценивает результаты двусторонней встречи, которая состоялась между Владимиром Путиным и Ильхамом Алиевым в Душанбе. Это была очень важная встреча с точки зрения того, чтобы мы вместе перевернули ту самую страницу (кризис, возникший после трагедии в небе над РФ с азербайджанского самолёта — примечание) наших двусторонних отношений. Сейчас идет кропотливая работа. Президент поднимал все эти вопросы, столь чувствительные, они поднимаются на рабочем уровне», — заявил Песков.

На первый взгляд, заявление Пескова отражает начало процесса потепления в отношениях Москвы и Баку, при этом, более детальный взгляд на события говорит о том, что, как минимум, преждевременными стоит считать заявления о преодолении кризиса в отношениях двух государств. С одной стороны, мы имеем ситуацию, при которой и Москва, и Баку пошли на полумеры по «улучшению климата в двусторонних отношениях»: в Азербайджане были освобождены представители российских государственных СМИ — главный редактор «Спутник Азербайджан» Евгений Белоусов и исполнительный директор Игорь Картавых, а в России были освобождены лидеры азербайджанской диаспоры Воронежа, крупный бизнесмен Юсиф Халилов и бывший директор Театра сатиры Мамедали Агаев.

С другой же стороны, власти Азербайджана не только не отпускают других российских граждан, которых по факту взяли в заложники (речь об арестованных российских айтишниках), но и де-факто обвиняют Москву в попытке организовать государственный переворот.

Слухи о подготовке госпереворота бывшим главой Администрации президента Азербайджана Рамизом Мехтиевым (занимал пост в 1995–2019 гг.) стали активно обсуждаться в СМИ в конце октября 2025 г., после встречи Путин—Алиев. Против 87-летнего академика были выдвинуты обвинения в «госизмене» и «насильственном захвате власти». Центральным элементом предполагаемого заговора стало опубликованное в прессе письмо под названием «Предложения о преобразованиях государственного управления», которое Мехтиев якобы направил в Россию. Обвинители утверждали, что в письме содержался план по созданию «Государственного совета» из 50 человек, который должен был стать альтернативным центром власти.

Происходящее — это не только шаг действующего руководства по устранению последних элементов влияния старой политической элиты, которую олицетворял Мехтиев, и которой Алиев обязан своей властью, но и шаг, направленный на дистанцирование от Москвы, с раздуванием антироссийских настроений в Азербайджане.
Как Пашинян, так и Алиев видят внешней опорой своей легитимности Турцию, а угрозу власти видят в РФ. Очевидно и то, что глубинные противоречия между Москвой и Баку никуда не делись. Просто «разогнав предыдущую волну истерии против РФ», Алиев с Пашиняном отбыли в Вашингтон «на поклон к белому господину» Дональду Трампу, посчитав это лучшим моментом, когда РФ не сможет повлиять на региональные реалии. Алиев после аннексии Арцаха полагает, что ему более нет нужды оборачиваться в сторону Москвы или Тегерана при определении приоритетов внешней политики, а короткими антииранскими или антироссийскими кампаниями может в нужный момент «выключать из процессов» Тегеран и Москву. Это, в свою очередь, доказывает, что следующий этап антироссийской или антииранской истерии будет приурочен к новому витку развития в армяно-азербайджанском процессе.

В будущем новые эмоциональные выпады Алиева в сторону РФ и Ирана должны быть сигналом для граждан РА, что грядет новый кризис безопасности. Что же касается противоречий Баку и Москвы, то самая фундаментальная причина в том, что руководство Азербайджана осознанно (причем, с 2014 года) лишает себя суверенности, интегрируясь не только в структуры НАТО, но и в проект Туран, который угрожает и РФ, и Ирану, и, конечно же, Армении. В туранском поле не может быть христианских государств или народов…

При прочих равных условиях Ереван мог бы вместе с Тегераном и Москвой противостоять этой совместной угрозе, но Пашинян решил интегрироваться в туранский лагерь без гарантий безопасности для РА, чем приблизил очередной экзистенциальный кризис для Армении.

Задумайтесь об этом…