«Миропорядок 2.0»: Андрей Безруков
15 ноября 2025, 21:00
Alpha News продолжает проект «Миропорядок 2.0», в рамках которого Айк Халатян обсуждает с руководителями и ведущими экспертами главных мозговых центров России возможный (зарождающийся) новый миропорядок и место Армении в нем.
Новым гостем проекта «Миропорядок 2.0» стал Андрей Безруков – профессор кафедры прикладного анализа международных проблем МГИМО МИД России, член президиума Совета по внешней и оборонной политике (СВОП). Полковник Службы внешней разведки (СВР) России в отставке. Бывший разведчик-нелегал, долгие годы проработавший в США.
В интервью Безруков анализирует процесс новой «мировой перестройки», по итогам которой формируется новый мировой порядок, аналогичный тому, что сложился после Второй мировой войны. Он комментирует, возможен ли прямой военный конфликт между крупными державами или борьба будет вестись через их прокси и локальные войны. На что рассчитывают европейские элиты, готовясь к потенциальной войне с ядерной державой – Россией? Пойдут ли США на прямое столкновение с Китаем или выберут иные инструменты давления?
Безруков также рассказывает о внутриполитическом расколе в США и возможных сценариях его преодоления, о том, как демографические изменения, включая рост испаноязычного населения, могут повлиять на внутреннюю и внешнюю политику страны, а также о том, как Вашингтон планирует решать проблему огромного государственного долга и считает ли он ее проблемой вообще.
Кроме того, в интервью анализируется будущее стран Южного Кавказа, в частности Армении, в новом мировом порядке, политика России на постсоветском пространстве, а также развитие отношений России и Турции, и есть ли риск их прямого военного столкновения.
«Мы сейчас находимся в глобальной перестройке – действительно глобальной. Последний раз мир так перестраивался почти 100 лет назад. Тогда перестройка – от начала Первой мировой войны до конца Второй – заняла около 30 лет. В результате старый мир ушел. Он не был разрушен сразу, но к 1945 году была выстроена новая система. Вот сейчас мы входим в похожий период. Через 15-20 лет победители той системы, которая существует сейчас, сформируют новую доминирующую силовую коалицию, и именно она напишет новые правила игры. А пока мы живем в этом переходном состоянии. Этот переход, скорее всего, будет сложным и двухэтапным, как и предыдущий», — заявил Безруков.
«Предыдущая мировая война была инициирована Европой и велась в основном в Европе. Европа имела колонии по всему миру, поэтому конфликт затронул всех. Но по сути это была разборка внутри европейской цивилизации – того, что мы сейчас называем евроатлантическим миром, включая США. Следующая большая разборка будет шире Европы, потому что Европа уже не главный игрок. Текущая война на Украине показала, что объединенная Европа – весь объединённый Запад – не может эту войну выиграть. Он ее еще не проиграл, но выиграть уже не может. Это и есть признак переходного периода, который будет длиться. Но когда вы говорите «мировая война», нужно понимать: если она мировая, то она не может быть единомоментной и одинаковой везде. Скорее всего, это будет череда кризисов, прежде всего в Азии. И теперь, когда война стала более сложной, гибридной, это не обязательно будет прямой физический конфликт всех против всех», — сказал эксперт.
Безруков также прокомментировал ситуацию в регионе Южного Кавказа и его влияние на мировые процессы.
«Во-первых, Кавказ с его исторической «чересполосицей» влияний всегда был нестабильным регионом. И как только начинается разноскоростная динамика – например, усиливается Азербайджан, происходят процессы в Армении, которые ослабляют страну, распадаются или ослабляются ее альянсы, в том числе с Россией – естественно, возникает желание других игроков войти в регион и попытаться там доминировать. Такая сложная динамика будет продолжаться еще некоторое время. Во-вторых, на Кавказе действуют как внутренние игроки – Грузия, Армения, Азербайджан, так и внешние, которые оказывают на них огромное влияние: Россия, Иран, Турция, а также более дальние силы – США, Евросоюз, Китай и другие. В-третьих, с точки зрения большой мировой политики регион все-таки второстепенен. Здесь не будут решаться вопросы масштаба противостояния США и Китая или строительства новой глобальной системы. Поэтому значение нестабильности региона не критично для мира в целом.А вот, например, на Ближнем Востоке, если вспыхнет конфликт между Израилем и Ираном, последствия могут быть куда серьезнее. На Кавказе же три внешних игрока – Россия, Турция и Иран – имеют прямой интерес не допустить большой войны у своих границ. И если они захотят модерировать ситуацию, они смогут это сделать», — отметил он.