Как сделать так, чтобы Армения вновь ассоциировалась с силой и достоинством?: «Смыслы» от Тиграна Давтяна
16 ноября 2025, 16:55
«Там правый будет виноватым, а виноватый будет прав». Гёте «Фауст»
Репутация страны или имидж (образ), как принято сейчас говорить, — это не пустое, лишенное значения, слово. О репутации следует заботиться. А, следовательно, необходимо уметь это делать. С этим утверждением, думаю, никто не поспорит. Но как сделать так, чтобы слово «Армения» для внешнего мира вновь ассоциировалось с силой и достоинством, мы, в нынешних условиях, пока не знаем, как ни горько это признать.
Попробуем вглядеться в то, что становится достоянием гласности в нашей республике, в наиболее резонансные события. Что мы все обсуждаем в настоящее время? Мы обсуждаем намерения премьера–министра страны низвергнуть, лишить статуса избранного национально–церковным собранием Католикоса. Статус этот, между прочим, присваивается пожизненно. Еще мы обсуждаем то, как собираются ограбить и уморить в тюрьме человека, который, слыша голос своей совести, объявил о намерении встать на защиту национальной Церкви. И, наконец, мы наблюдаем за дальнейшей участью плененных (это точное слово) архиепископов.
Заметим, Самвел Карапетян не уточнял, каким именно способом он будет защищать церковь. Этих способов довольно много, при желании — и мне бы этого хотелось, и данный пост можно считать проявлением борьбы за сохранение одной из древнейших религиозных структур мира. Самвел Карапетян несколько месяцев назад лишь заявил о своем намерении, что никак не противоречило и не противоречит армянским законам. Но его посадили в тюрьму, что называется, на всякий случай. Если за подобные высказывания граждан следует лишать свободы, то нам надо бросать все и срочно строить тюрьмы для того, чтобы их хватило. Если же сажать за такие заявления следует, по мнению властей, только влиятельных лиц, особенно, если они из России, то мы имеем дело с нечистоплотностью руководства страны и с извращенным пониманием демократии, как государственного устройства.
Какими глазами на все это смотрит мировая общественность, ведь там есть умные, образованные и хорошие, не побоюсь этого слова, люди? Они просто-напросто недоумевают и разводят руками. И рассматривают то, что творится в Армении либо, как вакханалию, либо, как торжество невежества и некомпетентности нашей власти, либо – и об этом говорить неприятнее всего, как то, что Армения, в качестве интеллектуальной и культурной структуры, оказалась мифом, мыльным пузырем. Происходит то, чего я боялся: вместе с бесконечными уступками Азербайджану мы передаем ему нашу историко-культурную силу. От такого подарка никто не откажется.
Понимает ли это Никол Пашинян? Люди, которые его окружают, все эти господа из блока «Гражданский договор», только и ждут возможности, чтобы подчеркнуть, что они – команда, всеми своими высказываниями и некрасивыми поступками показывая, что их не расколоть. Пусть знают, что их раскалывать неинтересно и не нужно, и пусть прекратят набивать себе, таким образом, цену. В их исполнении это выглядит убого. Что у них хорошо получается, так это разобщать и дальше наш народ: отделять Диаспору от родины, делить саму Диаспору на ее неблагонадёжную, российскую составляющую и остальную и пр. Город, в котором вы, господа руководители республики, фотографируетесь, заседаете и пребываете, построили выходцы из учебных заведений России и Советского Союза, да будет вам известно. И ставили на ноги Советскую Армению тоже советские специалисты, и не только армяне, но, к примеру, еще и русские, между прочим. Подумайте об этом, если вы еще не запретили себе думать или вам не запретили.
И последнее. Мы не можем рассчитывать на освобождение наших сограждан из бакинских тюрем, если сами творим те же самые беззакония у себя. Дублируя Алиева в Ереване, мы подтверждаем справедливость его действий в Баку, хотим мы того или нет. В который раз повторю: Пашиняну надо успокоиться, перестать взвинчивать ставки в игре, которая приобрела патологический, пугающий характер, выпустить политзаключенных и идти на выборы. А дальше – как бог даст.
А о том, что происходит в святом граде Вагаршапате – Эчмиадзине, пусть Пашинян позволит судить тому, кто должен и будет это делать в свое время. «Кесарю – кесарево, богу – богово».