Бениамин Матевосян: Турция не готова что-либо дать Армении
02 декабря 2025, 19:10
(Глава государства или «менеджер туранского проекта» в Армении?)
Очередная неделя в регионе Южного Кавказа вновь ярко продемонстрировала прямую и неразрывную зависимость процесса армяно-турецкой нормализации от хода армяно-азербайджанского урегулирования. Это стало явным доказательством того, что официальная Анкара не предпримет ни одного самостоятельного шага навстречу Еревану, пока не будут полностью удовлетворены требования Баку.
Синхронность как инструмент давления
В пятницу — 28 ноября 2025 года, в регионе прошли две ключевые переговорные сессии, чья синхронность носила отнюдь не случайный характер. В Азербайджане, в Габале вице-премьер РА Мгер Григорян вместе с заместителем главы МИД Мнацаканом Сафарянлм провели очередное заседание комиссий по вопросам делимитации границы со своим азербайджанским коллегой Шахином Мустафаевым. Одновременно с этим другие представители МИД Армении и профильных ведомств находились в Турции, обсуждая технические вопросы возобновления работы железнодорожного маршрута Карс-Гюмри. Эта полная синхронизация переговорных треков является ключевым маркером: Анкара воспринимает разблокировку коммуникаций (которые сама и перекрыла) не как самостоятельный процесс, а как инструмент давления, полностью согласованный с повесткой, диктуемой Баку.
Геополитический выбор Турции и его цена
Турция имеет критический экономический и геополитический интерес в создании прямого транспортного коридора через территорию Армении, который свяжет ее со странами Центральной Азии. Заявления целого ряда турецких чиновников, в первую очередь министра транспорта и инфраструктуры Абдулкадира Уралоглу, говорят о том, что Анкара сама крайне заинтересована в этом маршруте, поскольку он станет эффективной альтернативой железнодорожной линии Баку-Тбилиси-Карс (БТК). Как отмечал Уралоглу: «Зангезурский коридор станет альтернативой железной дороге Баку-Тбилиси-Карс. Открытие Зангезурского коридора увеличит объем грузоперевозок в направлении Среднего коридора с 1 млн тонн до 25 млн тонн в год».
С точки зрения геополитической логики именно Турция должна была бы идти на уступки, чтобы получить этот транзит через территорию РА. Армения же в обмен на признание суверенитета — отказ от применения силы или угрозы применения силы, а обмен на отказ от связывания армяно-турецкого процесса с армяно-азербайджанским могла бы позволить Турции пользоваться коммуникациями на своей территории на равных с другими странами условиях, как это делают, например, иранские большегрузы. Однако Турция пошла иным путем: она безоговорочно поддержала Азербайджан во всех его агрессивных действиях. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган лично подтверждал прямое участие Анкары в 44-дневной войне 2020 года, хвалясь, что «в азербайджанском Карабахе вместе с нашими азербайджанскими братьями мы полностью уничтожили силы противника». Эта поддержка продолжилась и во время этнической чистки 2023 года и продолжается во всех вопросах против Армении, тем самым добиваясь условного мира на условиях, неприемлемых с точки зрения армянской безопасности. Пришедший же к власти в 2018 году Никол Пашинян в этой ситуации, в этом процессе, фактически исполняет функции менеджера по реализации туранского проекта в Армении, уступая суверенные интересы ради мнимой нормализации.
Риски односторонних уступок и путь к балансу
Синхронная встреча в Турции и Азербайджане доказывает, что Анкара ни на шаг не сдвинется со своих позиций, и пока Армения полностью не удовлетворит требования официального Баку, ни о какой даже мнимой нормализации отношений с Турцией быть не может. При этом те требования, которые декларируются официальным Баку — начиная от территориальных претензий на «анклавы» и заканчивая требованиями о внесении изменений в Конституцию, — свидетельствуют ни о чем ином, как о желании Азербайджана добиться полной и безоговорочной капитуляции Армении.
Процесс, построенный на односторонних уступках, несет для Армении экзистенциальные риски. Каждая принятая уступка лишь стимулирует новый, более жесткий раунд требований и создает опасный прецедент легитимизации применения военной силы. Устойчивый мир и сохранение государственности Армении возможны только в одном случае: восстановление военно-политического баланса в регионе. Это требует немедленного и решительного шага по привлечению к архитектуре безопасности иных, заинтересованных в стабильности Южного Кавказа игроков, таких как Россия, Иран и Китай. Однако текущее руководство в Ереване демонстрирует неспособность реализовать этот ключевой внешнеполитический сдвиг, продолжая следовать в русле навязанной азербайджано-турецкой повестки.
Задумайтесь об этом…