All Этнический код Философский пароход Родные с Севера Реальная Турция Простые истины Полет над домом моим Нерассказанная история Народ говорит Миропорядок 2.0 Инстафейс Заголовок Добрый армянский вечер Депортация из Арцаха Гостеприимная Москва Вне поля зрения Большой репортаж Большая история Аудиокнига: «Армянская литература» Армянский пасхальный стол с Гаяне Бреиовой Армянский новогодний стол с Гаяне Бреиовой Армянская неделя Newsroom Alter Ego Alpha Собеседник Alpha Economics Alpha Analytics 7 портретов из истории армянского народа 5 портретов из истории армянского народа 2025 – что будет? | Арцах – Армения: новый мировой порядок 2024 – что будет? | Арцах – Армения: новый мировой порядок

Наши мысли с нашей церковью и нашими узниками: которые в Баку, и которые в Ереване: «Смыслы» от Тиграна Давтяна

27 декабря 2025, 12:33

                                                                                                                                                                                                                                                                                                        «За гремучую доблесть грядущих веков,
За высокое племя людей
Я лишился и чаши на пире отцов,
И веселья, и чести своей»․

Осип Мандельштам

Я не хочу громких слов. И не хочу натянутых сравнений. Но я не могу избавиться от навязчивой мысли относительно одной исторической параллели: между Ереваном сегодняшних дней и Константинополем середины XV века. Конечно, по влиянию и величию невозможно наш любимый, маленький Ереван сравнивать с, пусть и сильно ослабленным в период последнего кризиса и падения, но всё ещё затмевающим своим угасающим величием всё и вся, Константинополем. Однако, в чём-то последний период существования великой столицы Византии схож с нашей нынешней ситуацией.

Духовный кризис, который породил разобщенность народа, перед лицом смертельной опасности, – вот, где мы сошлись с погибшим городом императора Константина. Слабость, которая породила иллюзии, особенно у высшей знати, что с молодым султаном Мехметом можно будет поладить. Конечно, Константинополь героически сражался в ту трагическую весну 1453 года, но ему не хватило сплоченности. Византия с её главным городом к тому моменту давно потеряла духовную целостность. Ослабла вера. Вера, которая была стержнем империи, когда Византия веками крепла вместе со своей церковью, и две эти структуры усиливали друг друга.

Распространённый самообман дней сегодняшних это фраза – ловушка: «Времена изменились». Как запросто мы верим в то, что нам подбрасывают, убаюкивая нас. Не затем ли, что сонного одолеть легче лёгкого. И ничего они (времена) не изменились. Изменились декорации комедии и трагедии самой жизни и язык; язык напичкан психологией и английскими терминами. И язык этот, равно как и новые экономические обстоятельства, не поменял наше мышление – скорее, мы превратились в людей, за которых думают. Это привело к тому, что мы вошли в период, когда нам говорят приблизительно следующее: «Вы своей страной управлять не в состоянии. Поэтому управлять будем мы, а вы уж, как можете, так и живите. В противном случае, – не поймёте по-хорошему, мы объясним по-плохому». Так что, основания пугать нас войной у Пашиняна есть. Спасибо ему за своевременные подсказки нам быть покладистыми, он ведь в сложившейся ситуации не виноват, ни при чём, так сказать.

Но человек, по-прежнему, живёт в радости только когда творит, любит и отдаёт, а не когда становится виртуозом разрушительного потребления и сомнительного объяснения всего при помощи убогих психологических приёмов. Нет нейтрального состояния: если мы не любим, мы ненавидим, если мы не созидаем, мы разрушаем. Если мы не усиливаемся, мы неизменно ослабеваем. А мы, армяне, на всех парах движемся к расколу. О каком усилении можно тут говорить!

Ереван готовится встретить Новый год и Рождество. Когда-то об этом времени нашей истории скажут и напишут, как о тёмном времени. Сейчас же, как говорится, лицом к лицу лица не увидать. Происходящее не ужасает многих из нас, и это самое страшное – отсутствие должного сопротивления злу.

В эту пору мысли наши с нашей Церковью и нашими узниками: теми, которые в Баку, и теми, которые в Ереване. Эти две наши силы находятся в смертельной опасности. Церковь есть церковь, и тут не надо лишних слов, а надо быть в ней и с ней в часы гонения. А люди? Нет идеальных людей, но есть те, кто способен на поступки, то есть способен сделать нечто, что больше него, возвысится над собой. И есть те, кто их за это ненавидит, как униженное ненавидит возвышенное.

Такое вот у меня получилось невесёлое праздничное сообщение. Прошу прощения. Да пребудет с нами Вера, Надежда и Любовь! Всё-таки всех с наступающими праздниками! Да хранит нас всех Господь и наша Церковь!