Мост Маргара вряд ли откроется в ближайшее время – Варужан Гехамян
04 августа 2023, 10:07
Власти Армении представляют строительство армянского КПП у моста Маргара как открытие армяно-турецкой границы. Между тем спецпредставитель турецкой стороны в армяно-турецких переговорах Сердар Кылыч в феврале заявил, что мост будет открыт лишь для граждан третьих стран. Об этом в беседе с Alpha News сказал тюрколог Варужан Гехамян. Экспертное сообщество опасается, что гражданами этой третьей страны могут быть именно азербайджанцы.
«Как вы знаете, есть одна такая «третья страна», которая может воспользоваться армяно-турецкой границей. Это Азербайджан», — сказал эксперт.
Тюрколог скептически относится даже к перспективе открытия моста в ближайшее время. Гехамян отметил, что не видит таких предпосылок со стороны Турции.
«Я почти убежден, что открытие КПП, по крайней мере, в течение ближайшего месяца, не предусмотрено. Предусловия Турции множатся с каждым днем», — подчеркнул тюрколог.
Касательно темы приостановленных с прошлого года армяно-турецких переговоров, Гехамян заметил, что армянская сторона не спешит раскрывать детали принятых на этих переговорах решений. Эти подробности в большей степени раскрывают турецкие официальные лица, и лишь после этого власти Армении вынужденно дают какие-то разъяснения. Гегамян, отметил, что не считает переговорами происходящее между Арменией и Турцией. По его словам, переговоры — это, прежде всего, равноправное представительство и обсуждения вокруг общих интересов. По словам тюрколога, открытие моста Маргара нельзя назвать открытием армяно-турецкой границы, это лишь частичное снятие блокады Армении со стороны Турции.
«Открытие одного КПП представляется как залог решения всей проблемы. Турецкая сторона никоим образом даже не намекнула, что установку КПП или открытие моста Маргара как-то можно считать прогрессом в армяно-турецких отношениях», — заметил эксперт.
Касаясь экономической составляющей моста Маргара, в частности, утверждений властей о том, что открытием моста будет разблокирована армяно-турецкая граница, что послужит стимулом для экономических возможностей, тюрколог подчеркнул:
«Открытие моста не решит экономическую проблему, а лишь создаст экономические угрозы. Власти Армении пытаются представить строительство КПП в качестве аргумента политического успеха».
По словам Гехамяна, нет экономических расчетов, нет серьезных анализов, а проводимые переговоры не основаны на знаниях. Отвечая на замечание, что согласно бытующему мнению, Турция рассматривает границу с Арменией также как границу со странами ЕАЭС, чем мы можем воспользоваться, тюрколог подчеркнул, что Республика Армения не имеет никакого значения как для Турции, так и для Азербайджана.
«У Турции есть более дешевый экономический транспортный узел по Черному морю в Россию. Анкара не может отказаться от коротких дорог и предпочесть труднопроходимые дороги Армении», — сказал он, добавив, что Турция сделала крупные инвестиции и в другие страны интересующих ее регионов, в отношении которых у нее есть политические амбиции.
«Начиная, к примеру, с эксплуатации аэропортов Тбилиси и Батуми — и до Македонии и Болгарии».
По словам Гехамяна, оставлять в руках враждебной страны важную инфраструктуру опасно тем, что она в любой момент может стать инструментом политического влияния, и Армения окажется в еще худшем положении, поскольку не имеет выхода к морю, как Грузия.
«Если можно иметь отношения со странами ЕАЭС ценой захвата Армении, то почему бы и нет?», — переспросил тюрколог.
Эксперт выразил убеждение, что армянский рынок при всех его инфраструктурных возможностях не может представлять для Турции никакой дополнительной ценности. Интерес этой страны в следующем: с помощью экономических инструментов завоевать армянский рынок и поставить Армению в зависимость.
«Турция, в отличие от других стран, не скрывает этого», — заключил тюрколог.