В классическом плане наша экономика не заражена «голландской болезнью»: Айказ Фанян

25 августа 2023, 21:18

Экономика и бизнес

Экономический рост в Армении, обусловленный российско-украинским конфликтом, является признаком «голландской болезни». В частности, национальная валюта укрепилась сильнее допустимого, в результате чего возросла себестоимость местной продукции, что сделало местную продукцию неконкурентоспособной для внешнего рынка. В беседе с Alpha News директор аналитического центра «ACCESS» Айказ Фанян отметил, что экономические проблемы Армении, хотя и похожи на симптомы «голландской болезни», однако использовать этот термин он не хочет.

«В нашем торговом балансе произошло существенное изменение, и это оказывает свое влияние на обменный курс и по цепочке отражается на других показателях», — объяснил Фанян.

«Голландская болезнь» — термин, используемый в экономических и медиа-кругах, который родился в 1970-х годах, когда в Нидерландах обнаружили большие запасы нефти и газа, и сложилась ситуация, когда в страну поступило большое количество иностранной валюты, что привело к структурным изменениям в экономике.

По словам Айказа Фаняна, в Армении произошел рост не сырьевой базы, а просто реэкспорта. Когда какой-либо орган претерпевает изменения, это влияет на остальные системы органов. На фоне повышения курса драма армянские товары стали менее конкурентоспособными в основных странах экспорта.

«Если себестоимость какого-либо товара, произведенного в Армении, ранее составляла 1000 драмов по курсу 2021 года, что чуть больше 2 долларов, то сегодня курс доллара составляет 386 драмов, следовательно, цена этого товара уже составляет 2,6-2,7 доллара», — поясняет специалист, добавляя, что цена экспортируемого товара уже примерно на 15-20%.

По словам Айказа Фаняна, в Казахстане, Киргизии и некоторых странах ЕАЭС также зафиксировано такое же экономическое поведение.

«Мы формируем высокую базу, и с каждым годом обеспечивать экономический рост за пределами этой базы будет все труднее», — отметил Фанян, и добавил, что он не верит в экономический апокалиптический финал.