Каков сегодня стратегический выбор Армении?
04 сентября 2023, 22:00
2 сентября, в день независимости Арцаха Никол Пашинян дал интервью итальянскому изданию La Repubblica, где вновь озвучил ряд примечательных и одновременно опасных идей.
В числе прочего Пашинян заявил о том, что на его взгляд Армения не находится между Россией и Западом. «На самом деле мы находимся между Грузией, Турцией, Ираном и Азербайджаном, и поэтому интересы безопасности нашего государства в первую очередь требуют от нас стабильных и урегулированных отношений с нашими соседями», — заявил Пашинян.
Данное заявление Никола Пашиняна было сделано в контексте его иного заявления, когда, рассуждая о стратегическом партнёрстве Армении с Россией, он заявил о том, что в сфере безопасности зависеть или быть привязанным только к одному месту само по себе является стратегической ошибкой.
Простому обывателю данная идея может показаться здравой, однако её подтекст как и всё интервью в целом было пропитано совсем иной идеей. Идеей «регионализации системы безопасности Армении». Что это за идея, когда она появилась и на что направлена, и как она может изменить облик региона?
Геополитическое изменение облика региона, которое чётко просматривается по итогам переговоров на западной площадке (стартовавших с апреля 2021 года) свидетельствует о том, что трансформация не завершится оставлением Карабаха в составе Азербайджана и переселением десятков тысяч азербайджанцев в Армению, она предполагает и создание нового регионального военно-политического объединения Анкары, Баку и Еревана.
В дни вашингтонских переговоров между Армений и Азербайджаном (май 2023 года) Старший советник Госдепартамента США Луис Боно заявил: «США стремятся к тому, чтобы стороны урегулировали свои отношения, могли жить вместе, а также укрепить экономические связи и даже обеспечить коллективную безопасность в регионе».
«Коллективная безопасность» подразумевает создание военно-политического союза Армении и Азербайджана, а так как США лишены в регионе возможностей «на земле оперативно координировать процессы», то «надсмотрщиком» в этом союзе должна стать Турция.
Сразу после вашингтонской встречи Никол Пашинян стал «отрабатывать» именно эту повестку «регионализации»: во время своей предпоследней пресс-конференции он заявил о том, что «РА ищет гарантии безопасность в регионе», а в своём вступительном слове во время своей июльской пресс-конференции заявил о необходимости реализации «региональной не конфронтационной политики» и «уточнения места и роли РА в архитектуре регионального будущего».
Подобными формулировками Пашинян сигнализирует именно о том, что Ереван идёт по пути формирования временного союза с Турцией и Азербайджаном.
Почему же «временный союз»? В Азербайджане и Турции не упустят исторического шанса «закрыть вопросы с Арменией» после того как отсюда будет выведен российский контингент.
У армян по всему миру (особенно в Сирии) может возникнуть вопрос: неужели действующая армянская власть не понимает опасности для будущего страны, в условиях, когда безопасность государства фактически будет зависеть от воли Турции и её руководства, которое никогда и не скрывало, что воспринимает Армению как искусственное политическое образование?
Заявления Никола Пашиняна о том, что «армяне были, есть и будут, однако государственность находится под угрозой» свидетельствуют о том, что и он понимает всю опасность происходящего. Однако есть нюанс – только в такой Армении, которая является «союзником Турции» (хоть и временным), действующая властная команда имеет политическое будущее.