Я больше не могла вести машину, я не могла нажимать на педали |Арцахская депортация. Свидетельства #24

14 ноября 2023, 21:45

Армяне

«Мы боролись до последнего вздоха, хотели и надеялись, что продолжим жить в Арцахе», — в беседе с Alpha News сказала насильно депортированная из Арцаха Алена Айрапетян, которая, несмотря на желание остаться в Арцахе, была вынуждена покинуть его. 

Алена вместе с дочерью, матерью и семьей брата выехала из Степанакерта 25 сентября, и два дня спустя добралась до Армении. А до этого, 19 сентября, когда Азербайджан напал на Арцах, им пришлось два дня прятаться в подвалах, и только через несколько часов после прекращения огня они смогли оттуда выбраться. 

«Наш дом находился неподалеку от известного квартала Кркжан. Мы очень четко слышали звуки ракетных обстрелов, которые не прекращались. Противник уже находился в 100 метрах от нас, из наших домов даже слышались звуки автоматных очередей. А по дороге в Армению один из знакомых рассказал мне, что азербайджанцы уже добрались до Кркжана и они ничего не успели взять с собой, мой знакомый попытался войти в свой дом, но когда услышал голоса азербайджанцев, вернулся обратно», — рассказывает Алена.

Алена с гордостью рассказывает о непринятии демонстративной гуманитарной помощи, направленной Азербайджаном Арцаху в условиях блокады. Напомним, что в конце августа власти Баку отправили муку в Арцах по Агдамской дороге, однако арцахцы перекрыли дорогу Агдам-Степанакерт и не позволили грузовикам въехать в город. 

«Мы уже привыкли к блокаде, пекли хлеб на дровяной печи и надеялись, что рано или поздно мы получим помощь и у нас будет мука. Как бы они ни пытались отправить нам муку по пути Агдама, мы решительно сказали, лучше останемся голодными, но мы не будем есть то, что они нам хотели привезти. Мы были готовы так жить и остались бы в Арцахе. Наших родственников из села Атерк депортировали в аэропорт, мы вызвали их в Степанакерт и они приехали. Но спустя короткое время нам сообщили, что всем надо покинуть Арцах, что приехали автобусы, которые доставят арцахцев в Армению. И тогда я поняла, что это наш конец, то есть, сначала весь народ по очереди вывели из сел, чтобы потом перейти к Степанакерту. Другого выхода у нас не было, надо было уходить… У нас не было топлива, мой сын-студент, который был в Армении, каким-то образом решил вопрос бензина, я поехала заправила машину и 25-го сентября мы вынужденно встали на путь миграции. Я не выбросила ключ от своего дома, он до сих пор находится у меня, может быть еще вернемся, говорят, надежда умирает последней. Если я выброшу ключ, то умрет и эта надежда», — со слезами на глазах говорит Алена. 

Дорога депортации длилась два дня, адские два дня для Алены. Она вспоминает как они стояли в бесконечной автомобильной очереди, без воды и пищи. А возле моста в Акари азербайджанцы уже проверили машину Алены․

«Они обратились к нам по-русски и спросили, сколько людей в машине, я была с мамой и сказала, разве вы не видите, что нас двое? Затем они потребовали открыть багажник, тогда я уже испугалась, конечно, открыла багажник, а они попытались со мной побеседовать. Я не обращала на них внимания, они ничего не нашли в багажнике, закрыли, но продолжали пытаться спровоцировать меня. Я даже не смотрела в их сторону. 

Когда добрались до Корнидзора, наши армяне нас там уже встречали и я воздала славу Господу. Там мы зарегистрировались, нам сказали, что позвонят, но прошло уже два месяца, пока никто не звонил. Мы направились в Горис, но я больше не могла вести машину, нога мне не подчинялась, не могла нажимать на педали. Я позвонила сыну и он приехал за нами», — вспоминает Алена.

Сначала Алена жила с семьей брата в доме его друга. Затем они арендовали дом в административном районе Канакер — Зейтун, но этот дом оказался слишком маленьким, и половина членов семьи была вынуждена отделиться, и снимать квартиру в другом месте.

За эти два месяца Алене помогали разные люди, каждый чем мог. Сейчас они нуждаются только в холодильнике. Члены ее семьи получили социальную поддержку в виде 100 тысяч драмов, но не все смогли воспользоваться другой помощью. Те арцахцы, на счету которых было более 2 млн драмов, лишились поддержки в размере 50 000 драмов. 

Сейчас у Алены нет работы, в Арцахе она преподавала вокал и фортепиано. Один из ее ереванских друзей предложил пойти в ашугскую школу имени «Дживани». Там ее приняли очень хорошо, но для того, чтобы работать, Алена должна иметь ученика, которого пока не удалось найти. Все ее арцахские ученики разбросаны по всей Армении. 

«Я слушала выступления ансамбля Товмаса Погосяна 15 дней, и можно сказать, что именно это побудило меня снова жить, не терять надежды», — говорит Алена. 

Сейчас Алена проходит курсы переподготовки в салоне красоты и надеется, что найдет хорошую работу и снова начнет устраивать жизнь. Но в своем сердце Алена все еще лелеет надежду на возвращение в Арцах. 

«Мой отец сражался за эту землю, он воевал за своих детей, внуков, почему я сейчас не должна оставаться на своей земле. Когда меня спрашивают, готова ли ты вернуться в Арцах, я отвечаю, что готова, но при одном условии — жить без врага, который никогда не изменится», — добавляет Алена, насильно депортированная из Арцаха.