Одной из причин отказа Грузии от формата «3+3» является исключение из него Запада: Джонни Меликян
Накануне министр иностранных дел Грузии Илья Дарчиашвили заявил, что Грузия не участвовала, не участвует и не будет участвовать в дискуссиях в формате «3+3». Формат «3+3» был создан после 44-дневной войны в Арцахе, и уже тогда Грузия заявила, что не будет участвовать в этом формате из-за присутствия России.
Почему Грузия вновь отказывается сотрудничать со странами региона в формате «3+3», имеет ли это какое-либо отношение к получению статуса кандидата в члены ЕС? Вокруг этих вопросов Alpha News побеседовала с экспертом по Грузии, научным сотрудником Регионального исследовательского центра Академии государственного управления РА Джонни Меликяном, который считает, что Грузия выступает против формата «3+3» по нескольким причинам.
«Первая причина заключается в том, что у Грузии есть территориальная проблема с Россией, вторая — в том, что Иран, выступающий в формате «3+3», имеет сложные отношения с Западом, а третья причина, которая, возможно, играет более доминирующую роль, заключается в том, что Запад окажется вне этого формата. Понятно, что Иран, Россия и Турция пытаются разъединить региональные вопросы от других держав. Если бы речь шла только об экономическом сотрудничестве в регионе, то это не было бы проблематичным. Но проблема формата «3+3» заключается в постконфликтном сотрудничестве, а в данном случае армяно-азербайджанский и российско-грузинский конфликты не решены, время от времени также обостряются отношения между Баку и Тегераном, а в процессе нормализации армяно-турецких отношений нет ничего нового.
Получается, что платформа «3+3» на данный момент не формируется, кроме того, этот формат находится на стадии становления. До сих пор проводились подготовительные работы, которые были всего лишь обсуждениями, не имеющими повестки», — заявил Меликян.