Армения находится в гипотетически худшей ситуации, теряет территории и позиции в Закавказье: Борис Рожин

31 октября 2025, 22:16

Политика

Эксперт Центра военно-политической журналистики Борис Рожин прокомментировал Alpha News, чем грозит Армении открытие армяно-турецкой границы и установление дипломатических отношений о котором заявил премьер-министр Армении Никол Пашинян, какие риски несет для Ирана и России создание на юге Армении турецко-азербайджанского буфера, какие последствия будет иметь для региона Южного Кавказа «Маршрут Трампа», а также визит премьера Армении во Францию.

По мнению эксперта, открытие армяно-турецкой границы и установление дипломатических отношений – это часть государственного курса Пашиняна по нормализации отношений с Турцией, даже ценой уступок в интересах Армении.

«Не случайно, что до Пашиняна власти Армении не спешили организовывать трансграничные коридоры, не открывали границу с Турцией и так далее. Эта политика длилась десятилетиями, Пашинян решил ее изменить, в том числе уступками территории и возможностями организации трансграничных коридоров. Он уже является в какой-то степени заложником этой позиции: отыграть назад он не сможет, потому что он уже несколько лет уверяет Армению, что это единственно возможный курс, а все, что было до него, было неправильно. В таких условиях развернуться и отказаться от политики он уже не может, потому что ему зададут резонный вопрос: а зачем ты все это делал? Так что он будет продавливать это до конца. Это касается территориального коридора из Нахичевани в Азербайджан, который обеспечит Турции выход к Каспию, а также открытия границы с Турцией. При этом Турция не считает Армению дружественной страной, скорее рассматривает ее как поле для расширения своего влияния на Кавказе. И, естественно, Азербайджан заинтересован, чтобы Армения и дальше следовала этому курсу, потому что это позволяет получать различные уступки и выгоды без необходимости вести прямые боевые действия», — сказал Рожин.

По словам эксперта, открытие коридора усиливает Турцию и Азербайджан, но ослабляет Армению.

«Армения последовательно теряет не только территорию, но и позиции в Закавказье, которые имела до Пашиняна. Сейчас ситуация гипотетически худшая: утрачены Карабах и приграничные районы, страну фактически вынуждают открыть трансграничный коридор, усиливающий Азербайджан и Турцию. Армения от этого почти ничего не получает – речь идет прежде всего об интересах Турции и тюркских стран, включая Азербайджан и государства Средней Азии. Взамен Армения оказывается в ещё большей зависимости от Турции и Азербайджана, которые продолжают предъявлять территориальные претензии. Термин «Западный Азербайджан» по-прежнему звучит даже в официальных заявлениях Баку. Слабое государство с гарантированными границами зависит от доброй воли внешних игроков – Турции, Ирана, России, США, ЕС. В условиях разрушения прежнего миропорядка и системного нарушения международных договоров, слабость ставит под угрозу само существование Армении и будущее армянского народа. Это отражается и на миграции – все больше людей уезжает, не видя перспектив при нынешней власти», — отметил Рожин.

Как отметил Борис Рожин, проект «Маршрут Трампа» рассматривается как попытка США закрепиться в регионе помимо Турции и ЕС.

«Очевидно, что проект «Маршрут Трампа» несет риски для Армении. Это подтверждают и официальные заявления России и Ирана. Проект рассматривается как попытка США закрепиться в регионе помимо Турции и ЕС, расширить присутствие в традиционной сфере влияния России и Ирана. Экстерриториальный коридор будет восприниматься как потенциальная угроза для традиционных сфер влияния. Если через вашу территорию под угрозой силы продавливают коридор, о какой безопасности можно говорить?», — заключил Рожин.