Армения — сокровище Европы, о котором мало, кто знает: СМИ

01 июля 2025, 09:25

Культура

Фэшн-директор британского издания The Times Анна Мёрфи рассказала в своей статье об Армении, о ее магическом притяжении, древних церквях, незыблемых традициях и коньяке, который любил сам Черчилль. Армения, по ее словам, это сокровище Европы, о котором мало, кто знает.

Мёрфи с восхищением описала посещение живописного и уютного Дилижана. По словам журналиста, в Армении с ее переменчивыми горными пейзажами можно за несколько часов проехать из «Швейцарии» в «Аризону» через «Шотландию».

«Овощные грядки, фруктовые сады — все между горами. Черешня, тутовник, абрикосы, персики, клубника — целая радуга вкусов. К каждому приёму пищи подают тарелки свежей зелени, а разнообразие молочных продуктов поражает — на завтрак перед тобой сразу три вида «йогурта», и каждый со своей историей. Ну и конечно, настоящая гордость Армении — ее древние монастыри. Армянские храмы — это совсем другое измерение. Здесь почти нет росписей — вместо них повсюду резные каменные кресты — хачкары. Считается, что пышная живопись отвлекает от молитвы, а камень — вечен. Эти кресты покрывают стены изнутри и снаружи, одни вырезаны много веков назад, другие — как будто нацарапаны позже….

Чувство магии создается и самим масштабом: маленькие по площади церкви устремляются ввысь. Ты все время смотришь вверх. А расположены они так, будто выросли из скал — словно их не построили, а посадили. Вот в ущелье расположился Нораванк XIII века, отливающий красно-желтым, словно родной брат окружающих скал. А вот Татев — более суровый, серый, почти североевропейский, стоящий на обрыве, куда тебя доставит самый длинный в мире канатный маршрут без остановок — впечатляющий, но немного страшный.

Или Гегард — полупещерный монастырь близ Еревана, единственный, где я застала толпу. Высеченный в скале храм украшает резьба: пара львов на цепи и орел с ягненком в когтях. Разгадайте этот символ, если сможете!
Там же я услышала случайное исполнение армянских народных песен местными певцами — их голоса, как светотень, разлетались под древними сводами. Армяне гордятся своей музыкой, но еще больше — своим коньяком. Первое, что мне сказали на границе: «Черчилль обожал армянский коньяк», — говорится в статье.

Сейчас в эфире