Ереван может перейти к закупкам электроэнергии у Турции и Азербайджана: Ваге Давтян
03 декабря 2025, 22:08
Профессор, старший научный сотрудник сектора кавказских исследований Института Китая и современной Азии Российской академии наук (ИКСА РАН) Ваге Давтян в кулуарах круглого стола «Энергетика и транспорт Южного Кавказа в геополитической перспективе» прокомментировал Alpha News ситуацию с выбором Арменией проекта новой АЭС.
«Времени достаточно мало. Я думаю, уже сейчас необходимо начать строительство нового атомного энергоблока для того, чтобы к 2036 году, когда действующий будет выводиться из эксплуатации, новый блок был готов и синхронно подключен к сети. К сожалению, сегодня правительство Армении заявляет, что, да, решение о строительстве малого модульного атомного реактора принято, то есть по модели – решение окончательное. Но нет решения относительно того, с кем Армения собирается пройти этот путь: с Российской Федерацией или с США. Параллельно мы видим периодические заявления о предложениях, поступающих из Китайской Народной Республики, Франции, Республики Корея. Однако совершенно очевидно, что наиболее предметным в настоящий момент является предложение со стороны государственной корпорации «Росатом», которая представила две опции: крупный атомный энергоблок мощностью 1200 МВт и «РИТМ-200Н» – малый модульный реактор (ММР) мощностью 50-60 МВт. Российская сторона демонстрирует готовность к сотрудничеству с Арменией как в сфере конвенциональной традиционной атомной энергетики, так и в сфере малой атомной энергетики. Учитывая, что перед Арменией стоит стратегическая задача формирования электроэнергетического коридора «Север-Юг», необходимы крупные генерирующие мощности, чтобы выстроить эффективную экспортоориентированную энергополитику. Малый модульный реактор не сможет покрыть те экспортные потребности, которые Армения априори заложила в основу своей энергетической стратегии», — заявил Давтян.
Он также прокомментировал мнение ряда экспертов, которые считают вероятным, что новая АЭС в Армении вообще не будет построена, что вынудит Ереван перейти к масштабным закупкам электроэнергии и сотрудничеству в энергетической сфере с Турцией и Азербайджаном.
«Гипотетически я этого не исключаю. Во-первых, армянский рынок электроэнергии либерализован с 1 февраля 2022 года. Либерализована также внешняя электроэнергетическая торговля. Это означает, что Армения, предоставляющая соответствующие лицензии отдельным субъектам, имеет возможность свободного импорта электроэнергии с более дешевых рынков. Нужно признать, что электроэнергия, генерируемая в Армении, высока по себестоимости и неконкурентоспособна по сравнению с грузинской, а в перспективе – и по сравнению с турецкой. С точки зрения институциональной архитектуры рынок готов стать нетто-импортером – это, к сожалению, первое. Второе – учитывая риторику армянских властей о том, что стратегические задачи по созданию фотовольтаических мощностей в 1000 МВт, поставленные на 2030 год, были достигнуты на четыре года раньше. Сам Пашинян заявлял, что построены солнечные электростанции, мощность которых превышает мощность двух атомных энергоблоков. Это свидетельствует о некотором переосмыслении долгосрочного развития армянской атомной энергетики. Поэтому такой риск, конечно, существует. И вопрос уже упирается в геополитические реалии, потому что, если говорить о технико-экономическом уровне, строительство нового атомного энергоблока должно было начаться как минимум в 2019 году», — отметил Давтян.