Гренландия нужна Трампу по двум причинам: Дмитрий Новиков

21 января 2026, 22:30

Мнение | Политика

Заместитель руководителя департамента международных отношений НИУ ВШЭ Дмитрий Новиков в интервью Alpha News прокомментировал критику европейских властей со стороны президента США на Давосском форуме, причины его желания любой ценой заполучить Гренландию, и как его заявления и шаги отразятся на союзных отношениях США и Европы.

«Во-первых, мне кажется, он не считает, что ставит под удар свои отношения с европейцами. Он исходит из того, что европейцы после некоторого давления все равно так или иначе примут новую реальность. Возможно, это будет происходить достаточно медленно, но он считает себя в сильной позиции, в рамках которой европейцы от него особо деться все равно никуда не могут, при этом не обладая какими-то серьезными инструментами для противодействия. Гренландия Трампу нужна по двум причинам. Стратегически – это, конечно, подготовка США к новой реальности, частью которой станет геополитическая битва за Арктику. А с точки зрения самого Трампа это ещё и подарок себе и США к юбилею – 250-летию со дня обретения независимости. Приращение новой большой территории, пусть это в основном и льды, тем не менее, безусловно, навсегда застолбило бы имя Трампа в американской истории», — заявил эксперт.

По мнению эксперта, критика Дональдом Трампом политики европейских властей на Давосском форуме отражает внутренние приоритеты администрации США.

«Я думаю, что в конечном счете Трамп и его администрация воспринимают нынешние европейские элиты и Европейский союз как некую бюрократическую институцию, как продолжение того левиафана, который модно называть deep state («глубинное государство» – прим. ред.), с которым Трамп начал новый раунд борьбы после возвращения в Белый дом. В Америке эта борьба продолжается и приняла вялотекущий характер: процедуры, судебные иски и сложность американского трудового законодательства, конечно, делают это сражение непростым даже с чисто юридической точки зрения. Но, с точки зрения Трампа, европейцы – это та часть этого «левиафана», которая всегда находилась на внешнем контуре и которая продолжает сохранять оппозицию его власти. Неудивительно, что он, например, опубликовал СМС-переписку с Макроном. Для него это некий акт демонстрации лицемерия европейских союзников, которые в глаза вроде бы поддерживают его инициативы и так далее, а на самом деле занимаются диверсионной работой, подрывая его политику и рассчитывая, что на осенних выборах он проиграет, а через два года он и его администрация вообще станут неким недоразумением, а к власти вернутся демократы. С этой точки зрения, я думаю, конечной целью американской политики, политики Трампа на данный момент действительно является смещение нынешних руководителей европейских стран. Показательно, что он говорил и о Макроне, что тот скоро уйдет. Вероятно, он рассчитывает, что скоро уйдет и канцлер Германии Мерц. А на их место придут более правые, более национально ориентированные правительства, диалог с которыми возможно тоже будет непростым, но, по крайней мере, Трамп будет считать их ценностно более близкими – так же, как он считает фактическим союзником премьер-министра Венгрии Орбана», — отметил Новиков.

«Я думаю, что элемент конкуренции внутри Запада присутствовал всегда, в том числе и на постсоветском пространстве. Нельзя сказать, что это была абсолютно скоординированная политика, где нечего было делить. У американцев была своя повестка, и, как самая крупная сила, они, конечно, выступали организующей стороной. Но даже внутри Европейского союза всегда существовала общая политика и при этом отдельно политика Германии в Центральной Азии и на Кавказе, отдельно политика Франции, отдельно политика других европейских стран, которые в тех или иных регионах поддерживают активность на постсоветском пространстве. С этой точки зрения, я думаю, политика Запада станет более нелинейной. Общая идея сдерживания России сохранится, потому что даже Трамп, будучи более комплементарным в отношении России, другом ей на самом деле не является. Он воспринимает Россию как конкурента, но конкурента, не ущемляющего жизненные американские интересы. Он считает, что конкуренция с Китаем важнее: она разворачивается в сфере высоких технологий и геоэкономики», — отметил эксперт.

По словам Новикова, пока Европа не пройдет политическую трансформацию, между США и Европой сохранится ценностное противостояние.

«Россия – это большая евразийская страна, которая экономически не представляет для США серьезной угрозы, но важна геополитически и в военном отношении, как огромный логистический узел. С Россией, в его понимании, нужно поддерживать конструктивные отношения, но в формате сдерживания – для того чтобы она не выходила слишком далеко за свои границы и не раздувала сферы влияния в Евразии. Здесь формируется вполне ясная точка соприкосновения с европейцами: они в целом придерживаются той же позиции. Однако в вопросах борьбы за экономические ресурсы, контроля над логистическими инициативами и в других подобных сферах европейцы и американцы будут конкурировать. Возможно, по крайней мере до тех пор, пока Европа не пройдет политическую трансформацию – если такая трансформация вообще произойдет, – включая приход правых правительств, о которых мы говорили, между США и Европой сохранится и ценностное противостояние», — заключил Новиков.