Иран не хочет формирования непрерывной дуги влияния Анкары от Нахичевани до Каспия: Дмитрий Бридже

21 августа 2025, 21:10

Мнение | Политика

Политолог Дмитрий Бридже прокомментировал Alpha News заявление президента Ирана Масуда Пезешкиана о том, что мир на Кавказе имеет стратегическое значение.

«Иран фиксирует несколько принципов, во-первых, мир между Арменией и Азербайджаном, во-вторых, неприкосновенность границ, что является красной линией, в-третьих, позицию, что любые внешние арбитры извне региона лишь усложняют уравнение. И поэтому, конечно же, Ирану интересна стабильность в регионе, как и Турции, и России», — сказал Бридже.

По словам эксперта, заявление президента Ирана – это не просто дипломатическая вежливость в Ереване, а программный сигнал о том, как Тегеран видит архитектуру безопасности на Южном Кавказе после серии тектонических сдвигов последних лет.

«Конечно же, любое обострение вокруг Сюникской области исторического Зангезура бьет по транзиту, страховым ставкам, срокам доставки и инвестиционным решениям. Ирану важна пограничная безопасность, Иран имеет общую границу с Арменией, Азербайджаном вдоль Аракса, поэтому конфликт впритык к границе и, конечно же, миграционное давление контрабанда, риски радикализации и необходимость военной мобилизации на северных рубежах, создает проблемы для Ирана. Тегеран не заинтересован в доминировании одной вне кавказской силы, и чем больше внешних игроков на Кавказе, тем легче блокировать Иран. Отсюда тезис Пезешкиана – лидерство в регионе должно быть кавказским», — отметил Бридже.

По словам эксперта, Иран не хочет допустить формирования непрерывной дуги влияния Анкары от Нахичевани до Каспия.

«Иран, конечно, последовательно выступает против принудительного коридорного решения, которое разрывает сухопутную связь между Ираном и Арменией, для Тегерана граница Ирана и Армении – это стратегический предохранитель, она дает Ирану окно на евразийские рынки в обход санкционных рисков, сохраняет для Армении опору на юг, а для Ирана дружественные решения между Турцией и Азербайджаном и собственными северо-западными провинциями. И, конечно, Иран не хочет допустить формирования непрерывной дуги влияния Анкары от Нахичевани до Каспия, поэтому любой проект сообщения с основной территории Азербайджана если и возможен, то исключительно как разблокировка коммуникаций под суверенитетом принимающей стороны – это значит армянская юрисдикция, армянские пограничники, таможня и взаимные гарантии, а не как экстерриториальный коридор», — заключил Бридже.

Подробности в видео

Сейчас в эфире