Иран стоит перед выбором: либо отвечать сразу и жестко, либо беречь силы для долгого противостояния: Адлан Маргоев
28 января 2026, 22:20
Иранист, научный сотрудник Института международных исследований МГИМО МИД России Адлан Маргоев в кулуарах дискуссии на тему «Международная ситуация вокруг Ирана: тенденции и риски» прокомментировал Alpha News внутриполитическую ситуацию в Иране, готовность правящего режима начать реформы в стране, а также рискнет ли Тегеран жестко ответить на удар США.
«Ситуация выглядит так, что нынешняя волна протестов практически завершилась. Но в Иране наблюдается цикличность: каждые два-три года новый триггер вызывает недовольство. В 2017 году это были цены на продукты, в 2019 – рост стоимости бензина, в 2022 – исламский дресс‑код для женщин. Сейчас причиной стала отмена субсидий и приближение курса риала к рыночному. На фоне колоссального внешнего давления со стороны США и внутренних проблем кризисы могут повторяться чаще. Не исключено, что уже в этом или следующем году возможны новые протестные движения, с которыми придется разбираться иранскому правительству», — сказал Маргоев.
По словам эксперта, нынешняя позиция иранской власти заключается в том, что во внешней политике перемен не будет.
«Позиция Ирана такова, что страна не отступает, четко придерживается международного права: если имеет право на обогащение урана, то будет его обогащать, если нужно защищаться от региональных угроз – будет развивать ракетную программу. Здесь возникает неразрешимое противоречие между трамповской администрацией и Израилем, с одной стороны, и Исламской Республикой – с другой. Вместе с тем администрация Пезешкиана и его экономический блок предлагают ряд реформ, чтобы исправить ситуацию в экономике. В частности, сокращены государственные расходы на субсидирование курса валюты. В долгосрочной перспективе иранское правительство видит возможность перенаправить сэкономленные средства на программы поддержки населения, в частности на финансовую помощь семьям с наименьшими доходами», — отметил Маргоев.
Эксперт отметил, что на фоне внутренних проблем Иран по военной доктрине стоит перед серьезной дилеммой ответа Израилю и США.
«Дилемма заключается в том, что до сих пор в Иране считали: если страну атаковали, нужно ответить пропорционально или чуть мягче, чтобы показать недопустимость таких действий, но не спровоцировать длительный конфликт. Ответные операции назывались «Правдивым обещанием», однако выглядели демонстративно и вызывали недовольство части общества, считавшей, что Иран несерьезен и лишь приглашает к новым ударам. Власть же пыталась показать, что войну не ищет, но вынуждена реагировать. Опыт США, Израиля и Турции показывает: тот, кто жестко берет инициативу, добивается большего, чем тот, кто воздерживается. Израиль за последние годы уничтожил союзных Ирану лидеров, и теперь страна почти один на один остается с главным противником. Есть риск, что пропорциональный ответ окажется недостаточным. Новая дилемма – либо сразу мощно ответить, повышая ставки, либо сохранить военный потенциал для долгосрочной борьбы и защиты суверенитета», — заключил Маргоев.