Израиль хочет приблизить большую войну, а Иран хочет ее избежать — Георгий Асатрян
Эксперт Российского Совета по международным делам (РСМД) Георгий Асатрян прокомментировал Alpha News ракетный удар Ирана по Израилю, вероятность широкомасштабной войны на Ближнем Востоке и как она может повлиять на регион Южного Кавказа.
По мнению эксперта, Израиль хочет приблизить большую войну в регионе, а Иран хочет ее избежать или как минимум отдалить.
«Если говорить глобально, мы имеем дело с разрушением нынешней международной системы. И каждый актор международных отношений стремится добиться поставленных перед собой целей. Иран не мог не ответить Израилю. Это был самый сильный удар по Израилю за все последние годы. И он был более серьезным, чем первый удар. Если первый удар имел более информационное значение, потому что это было впервые, и никто не ожидал такого, то второй удар был более существенным.
Некоторые цели со стороны Ирана были поражены, несмотря на заявление Израиля. Да, большинство ракет были перехвачены, но в целом Иран показал, что может нанести удар по Израилю. Так или иначе, удар может быть не катастрофический, но может укусить достаточно серьезно.
Здесь есть еще и составляющая психологической войны, потому что, к сожалению, ввиду всей этой ситуации народы этих стран живут в достаточно тяжелой ситуации и много времени проводят в бункерах. И, в связи с этим, по всей видимости, Иран исходит из того, что будет держать Израиль в постоянном напряжении, что это тоже может возыметь эффект в связи с тем, что в Израиле такая политическая система и от мнения народа, большинства населения Израиля, тоже будет зависеть, как будет складываться внешнеполитический курс», — сказал Асатрян.
«Складывается впечатление, что Израиль хочет приблизить большую войну в регионе, а Иран хочет ее избежать или как минимум отдалить. Есть такая точка зрения, что в сердцевине всего этого вопроса ядерная программа Ирана. Ирану нужно больше времени, чтобы достичь каких-то ощутимых успехов, а Израилю нужно, чтобы был железный повод, и чтобы союзники Израиля, в первую очередь, Соединенные Штаты Америки и некоторые другие страны глобального Запада, поддержали Израиль и не дали возможности, чтобы эта ядерная программа пришла к завершению.
Иран избегает крупного конфликта, это видно, это чувствуется. Израиль, в свою очередь, решает свои вопросы и на севере, и на юге, пытаясь создать буферы безопасности и лишить Иран своих прокси-сил», — отметил Асатрян.
Говоря об операции Израиля в Ливане, эксперт сказал, что Израиль будет пытаться повлиять на политическую систему Ливана и с помощью этого ослабить «Хезболлу».
«Я думаю, они будут выстраивать буферную зону на юге Ливана и будут пытаться повлиять на политическую систему Ливана, изменить политическую систему Ливана, чтобы она стала недружественной к «Хезболле», чтобы широкий слой населения Ливана понял, что нейтральное или позитивное отношениях к «Хезболле» будет иметь цену для народа Ливана разных конфессий, разных религиозных групп», — сказал Асатрян.
По словам эксперта, без поддержки США Израилю будет сложнее обеспечивать свою безопасность.
«Надо отметить, что общественное мнение, в том числе в США в отношении Израиля и израильской внешней политики меняется. И рано или поздно, возможно, будет какая-то смена глобальной парадигмы внутри Соединённых Штатов Америки. Без поддержки Соединённых Штатов Америки Израилю и израильскому руководству будет ещё сложнее, потому что окружение у них очень недружественное, даже если мы не говорим о тех политических режимах, которые в целом поддерживают Израиль или занимают нейтральные позиции, в том числе и арабские страны»- подчеркнул Асатрян.
Что касается роли США на Ближнем Востоке и способности Вашингтона удержать Израиль от ответного удара по Ирана, дабы избежать крупной эскалации, эксперт сказал: «Политическое влияние Соединенных Штатов Америки действительно слабеет.
Безусловно, это великая, ядерная держава, технологическая держава, экономическая держава, но такая политическая неразбериха внутри США, период выборов ставит под сомнение адекватность принятия политических решений. И те или иные союзники, которые есть у США в мире могут задать вопрос, кто там завтра будет, что там вообще происходит.
Поэтому я думаю, что такого однозначного влияния США на Израиль нет. Но, с другой стороны, без поддержки Соединенных Штатов Америки Израиль в этом регионе не может обеспечить свою полную безопасность. И, я думаю, что военно-политическое руководство Израиля это прекрасно понимает. Здесь они одни не справятся с теми угрозами, которые перед ними стоят».
Говоря о том, как эскалация на Ближнем Востоке может повлиять на регион Южного Кавказа, эксперт сказал, что большая война на Ближнем Востоке может позволить разным силам в регионе Южного Кавказа решить свои вопросы военным путем. И критически оценил внешнюю политику армянских властей на фоне существующих угроз.
«Мне кажется, большая война, если она случится, может так или иначе позволить разным силам в регионе Южного Кавказа решить все свои оставшиеся вопросы военным путем. Здесь мы видим, что у Ирана в регионе есть свои интересы, у Израиля есть тоже интересы, связанные с влиянием или возможным проецированием своей силы против Ирана, с использованием других стран. Поэтому теоретически, если начнётся большая война, то разные силы могут использовать эту ситуацию в своих интересах и попробовать решить свои вопросы силовым путём.
Армения ведет странную политику, которую, как мне кажется, не понимают ни на Западе, ни на Востоке, ни на Юге, ни на Севере. Поэтому здесь остается только наблюдать, к чему это все приведет», — заключил Асатрян.