Нападение на Иран в данной ситуации сопряжено с серьезными рисками: Василий Колташов
02 февраля 2026, 21:30
Директор Института нового общества, политолог Василий Колташов (https://t.me/vkoltashov) прокомментировал Alpha News ситуацию вокруг Ирана. По мнению эксперта, американцы понимают, что их угрозы воспринимаются Ираном серьёзно, и ответ готовится тоже серьёзный.
«США еще не поверили в то, что революционная, как они считают, волна в Иране сошла на нет. Им кажется, что если надавить на ситуацию на границе с Ираном, то можно убедить недовольные нынешним положением городские слои общества вознадеяться на перемены с помощью американцев и снова включиться в борьбу. Нападение на Иран в этой ситуации – дело рискованное, потому что прошлые удары, которые Израиль наносил по Ирану, приводили к консолидации общества против западной агрессии. Неизвестно, как поведет себя большинство иранского народа в ситуации, если США нанесут удары по Ирану. И, кстати говоря, Иран будет отвечать. Он может ответить – например, потопив один-два авианосца, потопив несколько эсминцев ракетным оружием или серьезно повредить суда такого типа. Могут погибнуть американцы на базах, сами базы могут быть разрушены. Именно поэтому, собственно говоря, американцы и выводили свои войска: они понимают, что на этот раз их угрозы воспринимаются Ираном серьезно, и ответ готовится тоже серьезный. Иран больше не будет ограничиваться демонстрациями», — сказал Колташов.
По словам политолога, ситуация продолжает оставаться загадочной, поскольку непонятно, как поведет себя большинство граждан Ирана
«Однако ситуация все равно остается загадочной – в том смысле, что непонятно, как поведет себя большинство граждан Ирана. Тем более неясно, какие шаги предпринимают местные власти. Речь идет не о репрессиях, а о том, готовы ли они пойти навстречу обществу, сделать частную жизнь более свободной – такой, как она существует, например, в России, Грузии, Армении, даже в Азербайджане. Частная жизнь в Иране придавлена, потому что считается греховной: в ней, с точки зрения режима, слишком много «греховного». Основная идея власти – это исправление нравов. И именно эти нравы очень, очень злы на режим, потому что экономические проблемы, наряду с другими, воспринимаются как искусственно созданные преграды для нормальной жизни. Об этом, кстати, постоянно говорит иранская молодежь. Если ее послушать, политического мышления там не так много, а вот недовольство отсутствием нормальной жизни – очень сильное: нельзя ходить на свидания, нельзя завести собаку, молодым людям нельзя держаться за руку или делать что-то большее, не стесняясь окружающих. Только-только женщины смогли добиться разрешения не носить эти безобразные фундаменталистские тряпки на голове – и то, с сопротивлением со стороны властей. Они могли отменить это 20 лет назад, но вместо этого боролись против женщин и против мужчин, которые поддерживали женщин. Была полиция нравов, были избиения девушек за то, что у них платок съехал в метро – избивали до полусмерти, а иногда и до смерти. Поэтому иранские власти неадекватны – да, они неадекватны. Но, возможно, до них что-то все-таки дошло. Они консультируются и с Китаем, и с Россией. Возможно, им объяснили, что нужно быть адекватными времени, что экономическое развитие Ирана уже позволяет стать мягче и, в конце концов, понять: люди просто хотят жить. Однако это не отменяет финансово-экономических провалов. Сильнейшее обесценивание национальной валюты Ирана говорит о безграмотном управлении экономикой. Все это создает крайне высокую опасность. И, конечно, иранское руководство, если они не дураки, уже должны быть в Москве и договариваться, как исправлять ситуацию, что можно придумать. С Китаем тоже нужно говорить, но Китай – партнер более сложный. С Россией проще, и именно Россия могла бы помочь им выкарабкаться из этой ситуации. И, конечно, им необходимо переформатировать политический строй. Это не может быть исламская республика», — заключил Колташов.