Новоизбранный президент Ирана заявлял, что «Карабах – это Азербайджан»: иранист
Пезешкиан не гражданин Азербайджана, он тюркоязычный человек. Об этом в прямом эфире Alpha News заявила иранист Жанна Варданян и представила несколько фактов о новом избранном президенте Ирана.
«Пезешкиан происходит с северо-запада Ирана, его отец тюркоязычного происхождения, а мать говорит на курдском языке. Сам Пезешкиан владеет обоими языками. С 2008 года Пезешкиан является депутатом парламента Ирана, представляет Тебриз и прилегающие районы. Пезешкиан также был министром здравоохранения, но его основной функцией, которой он выделялся, была деятельность депутата парламента.
Говоря о его происхождении, правильно использовать определение тюркоязычного или атрпатаканского происхождения, потому что, когда мы упоминаем, что он азербайджанец, его сразу отождествляют с гражданами Азербайджанской Республики, что на самом деле не так.
По крайней мере, часть тюркоязычных жителей северо-запада Ирана не идентичны гражданам Азербайджанской Республики. Следовательно, более подходящим определением, которое мы можем применить к Пезешкиану и тюркоязычным жителям Ирана в целом, является термин тюркоязычный или атрпатаканский. Это также не будет «лить воду на мельницу» Азербайджана, потому что именно он хочет отождествить тюркоязычных иранцев со своими гражданами и тем самым предъявить претензии на районы Ирана.
Следовательно даже в пропагандистском плане нежелательно называть Пезешкиана азербайджанцем», — заметила иранист.
Варданян отметила, что в ходе своей деятельности Пезешкиан всегда выделялся, поскольку его заявления не так однозначно были восприняты в Иране.
«В ходе своей деятельности Пезешкиан выделялся множеством проблемных заявлений, которые не были однозначно восприняты в Иране. Например, в 2016 году в парламенте Ирана была создана тюркоязычная фракция, что было неоднозначно воспринято в Иране, поскольку там считали, что создание каких-либо фракций на языковой основе неправильно и ведет нацию к расколу. Во время предвыборной кампании он также использовал фактор тюркизма, а также фактор других носителей языка, например, курдов, спекулируя на том, что якобы в Иране существует панкурдизм, поскольку представители этих сообществ не достигают высоких должностей в Иране», — сказала Жанна Варданян.
Она также отметила, что новоизбранный президент соседнего Ирана делал антиармянские заявления, заявляя, что «Карабах – это Азербайджан».
«В бытность свою депутатом Пезешкиан отличился проазербайджанскими заявлениями, в частности заявив, что «Карабах – это Азербайджан», Армения оккупировала его, он должен вернуться Азербайджану и т.д. Он также делал заявления, нацеленные на армяно-иранские отношения. Мы должны помнить об этом и рассматривать их в том контексте, что тюркоязычные круги Ирана в целом выступили с аналогичной позицией, и конкретно от Пезешкиана этого следовало ожидать. Официально с иранской стороны также прозвучали заявления, но не такие резкие и откровенные, как заявления тюркоязычных, которые больше исходили из интересов Азербайджана», — сказала Жанна Варданян.
Иранист затруднилась предсказать, каким будет Пезешкиан на посту президента Ирана, потому что еще предстоит сформировать правительство, нужно понять, кто войдет в его состав и какую политику будет проводить Пезешкиан.