От Ханса Циммера до Panasonic — как Tashir Arena стала глобальной технологической сценой
06 октября 2025, 21:21
Первый вице-президент «Ташир» Татевик Карапетян рассказывает о том, что ее вдохновило на создание столь амбициозного проекта, почему мировые лидеры индустрии называют новую арену одной из лучших в мире, и как жизненные уроки последних лет сформировали ее уникальный подход к бизнесу и жизни.
Вы недавно представили зрителям новый проект — Tashir Arena. Чем он будет принципиально отличаться от Ереванского цирка?
Ереванский цирк был любим всеми горожанами, но проектировался он в другом технологическом веке и модернизировать его под наши задачи казалось невозможным. Это всё равно что пытаться запустить ракету с пишущей машинки. Технологии не терпят промедления, поэтому отец решил, что будет построено полностью новое здание, с нуля. Надо сказать, что он никогда не идет на компромиссы, когда речь идет о качестве, не уступил и в этом вопросе. Арену создавали как пространство без границ: свет, звук, мультимедиа — всё на уровне лучших мировых стандартов и впервые в Армении. Это сцена, где возможно то, что раньше казалось фантазией. Будущее уже здесь, в этом зале, и это не просто красивая метафора.
В Вашем предыдущем интервью Вы говорили, что хотели создать пространство, отвечающее мировым стандартам, но при этом «не растерять душу» старого цирка. Насколько Вам это удалось и в чем именно?
Цирк живет не в стенах, он не про здание, а про эмоции. Его душа в детском смехе, глазах зрителей, аплодисментах, тишине зала, затаившего дыхание перед трюком. Если говорить про само здание, то оно было построено почти сто лет назад в 1930-е, затем реконструировано в 1962-м. За прошедшие полвека, мир шагнул в совершенно новую технологическую эпоху, и воплощать современные идеи в прежнем пространстве было бы невозможно. Когда мы приобрели здание, оно уже находилось в аварийном состоянии. Все эксперты сходились во мнении, реконструкция по современным стандартам была невозможна, и именно поэтому появился новый проект. Кроме этого, с тех пор изменилось и мировое цирковое искусство. Если раньше цирк был только про трюки, клоунаду и животных, то в наши дни это полноценный технологичный спектакль, эффектные шоу, где соединяются акробатика, хореография, мультимедиа, светозвуковые эффекты — в 60-х все это казалось немыслимым.
Создание современных шоу такого уровня требует огромных усилий и опыта. Как удалось воплотить идею в проект и сколько времени ушло на реализацию всех задумок?
Если говорить про шоу, оно создавалось около двух с половиной лет. Это был очень насыщенный путь, с участием международной команды, где каждая деталь, каждый элемент пространства оттачивался до совершенства. Мы работали с полной отдачей, понимая, что создаём не просто объект, а новый символ. Но путь к созданию Tashir Arena и её премьерного шоу Eternia начался гораздо раньше — с поиска формы, в которой искусство и технологии могли бы говорить на одном языке. Речь о проекте Luminar, который мы открыли в 2023 году. Это иммерсивное арт-пространство, где объединяются интерактив, современные цифровые технологии визуальной проекции и звука, а главным актором действия является сам зритель. Мы создали адаптивную среду, которая в реальном времени реагирует на действия зрителя и он перестает быть просто наблюдателем, а становится соавтором. Этот проект мы делали совместно с ведущими международными компаниями в сфере интерактивных медиа и именно этот опыт оказался для меня решающим. Тогда у меня и появилась цель применить эти знания в Армении, чтобы создать для нашего зрителя пространство, где рождаются неподдельные, сильные эмоции. Luminar показал, насколько мощным может быть синтез интерактива и проекционных технологий, когда зритель полностью погружается в действие. Я надеюсь, что следующий иммерсивный центр мы откроем именно в Армении.
Как шоу Eternia отражает синтез цирка, театра и хореографии, и как это связано с архитектурными особенностями Tashir Arena?
Здания цирков по всему миру строятся по принципу античной арены, в этой форме изначально заложен дух зрелища и эффект погружения в формате 360 градусов. В плане архитектуры Tashir Arena сохраняет преемственность, здание осталось круглым, купольным, как и полагается арене. Если говорить про купольную конструкцию, то благодаря увеличенной высоте и передовым технологиям она позволяет исполнять самые смелые воздушные трюки и сложные акробатические элементы. Но самое важное не снаружи, а внутри. Именно внутреннее пространство, его наполнение и инновационные решения, создают по-настоящему уникальную атмосферу и ту самую магию живых впечатлений. Многофункциональность арены обеспечивается ее трансформируемой сценой. Эта инженерная очень технически сложная конструкция позволяет гибко адаптировать конфигурацию пространства под любые творческие задачи режиссера, создавая уникальную сценическую композицию для каждого проекта.
Ваши коллеги не раз отмечали, что при создании Tashir Arena ориентиром стали международные стандарты. Могли бы Вы рассказать, как именно это выражается на практике? Кто консультировал вас на этом пути, и были ли привлечены зарубежные эксперты для реализации проекта?
Когда мы говорим о технологиях, важно понимать, что Tashir Arena не просто современный комплекс, а целая экосистема, где каждая деталь продумана и доведена до совершенства. Список компаний и специалистов, с которыми мы работали обширный, это лидеры мировой технологической индустрии, те, кто формирует стандарты будущего. Все ключевые элементы: свет, звук, мультимедиа, сцена, колосниковая система создавались с участием лучших экспертов из разных стран. Мы сотрудничали со специалистами, которые работают с крупнейшими сценами мира от Лас-Вегаса до Токио. Приведу один пример: по музыке и аудиоэффектам консультировал звукорежиссер Ханса Циммера — человек, знающий, как сделать так, чтобы звук “проживался” зрителем каждой клеткой в любой точке зала. Для инженерных и мультимедийных решений, мы пригласили ведущие европейские и западные компании. По признанию мировых игроков индустрии, таких как Panasonic, которые проектировали в Tashir Arena, нам удалось создать одну из лучших на текущее время мультимедийных инсталляций в мире. Это невероятно ценно и задает нам высокую планку для дальнейшего развития.Но для нас технологии — это не витрина и не самоцель. Это инструмент для создания эмоций от человека к человеку, от артиста к зрителю, для того, чтобы случилось то самое чудо, объединяющее сердца.
Какие культурные и образовательные инициативы планируется реализовать в Tashir Arena для привлечения широкой аудитории?
Мы хотим, чтобы Tashir Arena стала не только местом зрелищ, но и сочетала образовательную миссию, создавая уникальную среду для развития нового поколения цирковых артистов. Для этого мы сотрудничаем с цирковыми школами Армении, где воспитываются молодые артисты — будущее Tashir Arena. Очень важно воспитывать новое поколение артистов, передавать им опыт и формировать будущих мастеров. Эта сцена создана для них: у них появилось место, куда они будут стремиться, где смогут развивать свои навыки и таланты на самом высоком уровне. Кроме того, здесь будут выступать международные команды, мировые звезды циркового искусства, а для учеников наших цирковых школ взаимодействие с артистами из других стран — это огромный опыт и стимул для развития: здесь они могут набираться мастерства и расти профессионально.
Планирует ли Tashir Arena способствовать развитию армянской цирковой школы и поддерживать молодых артистов? Каким образом?
Да, это одно из направлений. Мы хотим, чтобы молодые артисты чувствовали, что у них есть сцена мирового уровня в своей стране. Для этого будут грантовые программы, образовательные инициативы, резиденции и коллаборации с международными школами циркового искусства. Армянская цирковая школа имеет глубокие корни, и мы хотим дать ей новое дыхание.
В последнее время в вашей жизни и жизни вашей семьи произошло немало событий. Сейчас вы реализуете масштабный проект. Какие уроки вы извлекли из пережитого опыта и как они влияют на ваш подход к работе и жизни?
В условиях, когда внешний мир становится всё более турбулентным, мы, как в семье, так и компании, опираемся на внутренний стержень — ту самую точку опоры, которая помогает сохранять равновесие и двигаться вперед. Для нас это семья, команда, единомышленники. В кризис другие разделяются, а мы объединяемся, чтобы созидать. Как говорит мой отец, в этом и есть настоящая сила. И сегодня, в эпоху всеобщего разобщения, эта сила становится не просто преимуществом, а нашим самым главным активом.
Татевик, ваш личный профессиональный путь тесно связан с реализацией масштабных проектов тоже не в самые простые времена. Что вами движет, когда вы принимаете решение не “переждать”, а, наоборот, действовать активнее? Откуда берется эта уверенность
Созидание – это наш способ сопротивления хаосу, так было во все времена кризисов, войн, пандемии и других катаклизм. Мы строили, создавали, действовали с удвоенной силой и часто вопреки, — шли собственным путем. И, как правило, эта стратегия приводила к успеху. В сложные моменты мы объединяемся ради созидания, это и есть наш путь, подход, который определяет не только как мы думаем и действуем, но и как живем.
Интервью News.am