Арцахская повестка – сохранить государственность
07 сентября 2023, 22:00
Политический кризис в Арцахе начался ещё 10 ноября 2020 г. Уже тогда было очевидно, что и Армении и Арцаху необходимо политчиеское обновление, чтобы уходящие символы поражения унесли с собой и свои «устные договорённости». Однако развитие событий пошло по совершенно иному сценарию, в результате чего спустя почти 3 года после завершения 44-дневной войны можно зафиксировать, что помимо поражения на поле боя, армянская сторона потерпела сокрушительное поражение и на дипломатической арене:
1. Арцах признан частью Азербайджана;
2. Арцах находится в тотальной блокаде;
3. Жителей Арцаха арестовывают на азербайджаснком КПП в Лачинском коридоре;
4. Решения Международного уголовного суда не заставляют Азербайджан деблокировать Лачинский коридор;
Указанные события происходили при тотальном молчании высшего руководства Арцаха. Арутюнян, как президент НКР так ни разу не и дал полноценной политической оценки действиям руководства РА. Единственный раз, когда «полунамёками» Арутюнян рассказал о причинах блокады Лачинского коридора было во время его последнего интервью общественному телевидению Арцаха, когда президент НКР сообщил о том, что причина блокады не только в «признании Арцаха частью Азербайджана в Праге в 2022 г.», но и нереализованность договорённостей от 9 ноября по части разблокирования коммуникаций, но дальше «жёлтой карточки Пашиняну» процесс не пошёл.
Ситуация же продолжала ухудшаться и 28 августа на азербайджанском КПП были задержаны трое жителей Арцаха.
В день инцидента в столице НКР у здания Парламента состоялся многолюдный митинг. Выход Араика Арутюняна к собравшимся после заседания, который сопровождался возгласами из толпы о том, что Арутюняну более никто не верит, чётко продемонстрировал, что тянуть с отставкой уже не получится. Это чревато настоящим общественным взрывом.
Уже 31 августа стало известно, что Арутюнян не только подаёт в отставку, но и увольняет гос министра Гургена Нерсисяна, назначив на этот пост Самвела Шахраманяна.
Уже 6 сентября стало известно, что три оппозиционные фракции НС Арцаха – «Справедливость», АРФД и «Демократическая партия Арцаха» выдвинули кандидатуру гос министра С. Шахраманяна на пост президента. Позднее кандидатуру Шахраманяна поддержала и фракция «Свободная Родина-ОГА». Тем самым Шахраманян стал единым кандидатом оппозиции и власти.
Шаг весьма символичный, демонстрирующий, что в Арцахе все силы готовы совместно работать над преодолением политического кризиса. Именно политического, так как блокада и порождённые ею сложности гуманитарного характера – это проявления политического кризиса.
Известно и то, что ряд политических сил, в том числе и откровенно антироссийских, и отдельно взятые политические деятели не согласны с данным решением и даже готовы акциями протеста выразить своё недовольство, однако в данном случае остаётся выразить надежду на то, что сохранение арцахской государственности будет приоритетом любой политической силы. Миссией любой политической партии и отдельного деятеля должно стать обеспечение того, чтобы Араик Арутюнян не остался последним президентом НКР.
При этом сразу стоит оговориться, что любому деятелю, который возглавит Арцах после Арутюняна, придётся столкнуться с целым рядом сложнейших вызовов, которые придётся решать оперативно и практически одновременно:
1. Смягчение гуманитарного кризиса путём более эффективного перераспределения ресурсов;
2. Определение чёткой переговорной повестки с Азербайджаном;
3. Выстраивание доверительных, предсказуемых и эффективных отношений с российским военным контингентом в Арцахе;
4. Способствование реализации пунктов документа от 9 ноября 2020 года.
Новое руководство Арцаха не имеет более «лимита на ошибки», и не может себе позволить повторить путь Араика Арутюняна – обещать в Москве одно, а на земле реализовывать другое, видеть и понимать, что Ереван отклоняется от взятых на себя обязательств по документу 9 ноября – и не выражать даже обеспокоенности по этому вопросу.