All Этнический код Что произойдет в 2024 году? Философский пароход Родные с Севера Простые истины Полет над домом моим Заголовок Добрый армянский вечер Депортация из Арцаха Большой репортаж Аудиокнига: «Армянская литература» Армянская неделя Альфа-экономика Newsroom Alter Ego 7 портретов из истории армянского народа 5 портретов из истории армянского народа «Реальная Турция» «Армянский новогодний стол с Гаяне Бреиовой»

Баланс сил вновь нарушен: по какой причине Баку отказался от переговоров с Арменией?

04 октября 2023, 22:00

Баланс сил — первая вещь, которую анализируют перед вступлением в переговоры, так как во многом от стартового баланса сил и зависит конечный компромисс. Компромисс — это обмен уступками, что предполагает отказ субъектов от какой-то части своих интересов.

Обмен может быть как равнозначным, так и неравнозначным, а соответственно компромисс — взаимовыгодным или односторонне выгодным. Когда же изначально очевидно, что одна из сторон перед началом переговоров находится в заведомо более слабой позиции, то её действия перед началом субстантивных переговоров сводятся к тому, что слабейший стремится стимулировать создание некой коалиции, противостоящей сильнейшему.

Применительно к переговорам Армении и Азербайджана, важной составляющей становления баланса сил, было само существование Республики Арцах. Арцах был частью той конфигурации, которая укрепляла позиции Армении за переговорным столом: даже после войны 2020-го был в повестке оставался вопрос о статусе Арцаха, и как бы цинично не звучало, но касательно дальнейшей его судьбы можно было вести переговоры, пытаясь обезопасить и саму Армению.

Впервые после войны 2020 года баланс сил фундаментально изменился 6 октября 2022 года в Праге, когда Никол Пашинян признал Арцах частью Азербайджана, при этом сделав это без определения чётких гарантий для населения Арцаха. Именно после Праги Баку потребовал контроль над Кашенским месторождением, а в дальнейшем перекрыл Лачинский коридор, установив там своё КПП и организовав тотальную блокаду Арцаха.

Во второй раз баланс сил фундаментально изменился после падения Арцаха, после того как пятый президент Арцаха подписал документ о расформировании Арцаха. Это в свою очередь позволило Баку не только поглотить Арцах, но и назначив своего человека на «должность» переговорщика от Арцаха через него озвучивать нарратив о необходимости вывода миротворческого контингента из Карабаха, так как «реинтеграция армян Арцаха будет завершена».
Падение Арцаха также сократило и возможность манёвра для официального Еревана в переговорах с Баку. Баку уже получил всё, что Ереван мог обыгрывать за переговорным столом (статус Арцаха, совместное пользование месторождениями и т.д.), а также разрушил коалицию – согласились на уничтожение Арцаха, а также своими руками довели отношения с Россией до уровня враждебных.

Баланс сил изменён, именно потому Ильхам Алиев отказался от встречи с Николом Пашиняном 5 октября в испанской Гранаде. Сейчас Азербайджан с ещё более выгодных для себя позиций будет настаивать на новых уступках со стороны Армении (анонс одного из требований Баку сделан Анкарой, которая обратилась в МАГАТЭ с требованием закрыть Мецаморскую АЭС) и только при удовлетворении этих требований согласится на продолжение переговоров. Более того, Баку как в 2020 году и осенью 2023 года будет ждать ещё большего ухудшения отношений Еревана и Москвы. В Баку лучше чем в Армении понимают значение армяно-российских отношений в деле обеспечения эффективности системы безопасности РА.

В обоснованиях азербайджанкой стороны касательно отказа от переговоров в Гранаде есть ряд важных нюансов, касающийся французского и турецкого участия в переговорах. Официальный Баку заявил о том, что «деструктивная позиция Франции, а также несогласие Парижа и Берлина на участие во встрече Турции» сделали встречу невозможной.
Фактически мы узнали о том, что встреча могла быть не пятисторонней (Армения, Азербайджан, ЕС, Франция и Германия), а шестисторонней с участием Турции, хотя об этом армянскому обществу не сообщалось.

В ситуации есть ещё один важный нюанс касающийся потенциального участия Турции в переговорах: 9 августа пресс-секретарь Госдепа США Мэттью Миллер заявил о том, что Турция может сыграть «продуктивную» роль в армяно-азербайджанском урегулировании. При этом Миллер сделал это заявление в контексте своей фразы о том, что он «не хочет говорить о России, когда речь заходит об официальном Ереване и Баку».

«Я не хочу говорить о России, когда речь заходит об Армении и Азербайджане. Я хочу высказаться в отношении тех двух стран, которые являются непосредственными сторонами в споре. Мы считаем, несмотря на любые комментарии других стран, которые не являются сторонами в этом вопросе, что соглашение остается в пределах досягаемости»,- заявил американский чиновник.

Оставим в стороне то, что, по сути, Госдеп в лице Миллера не просто отказывает РФ в праве быть посредником в урегулировании армяно-азербайджанского конфликта, и предлагает заменить за переговорным столом Москву на Анкару, и отметим, что слова пресс-секретаря Госдепа следует рассматривать как продолжение высказанных а мае 2023 года идей Старшего советника США по переговорам на Кавказе Луиса Боно том, что «стороны могли бы работать над совместным обеспечением безопасности в регионе».
Мы вновь также убедились в том, что с одной стороны армянскому народу могут быть приятны французские оценки сложившейся ситуации, однако они дают официальному Баку обоснования для срыва переговорного процесса.

К сожалению, в нашем обществе не до конца понимают смысл термина «посредник в переговорном процессе». Посредник не должен, да и не может навязывать сторонам то или иное решение, а также не может не быть беспрестанным, в таком случае из посредника он превращается в «сторону конфликта».
Баланс сил продолжает менять, и меняется он не в пользу Армении, со всеми вытекающими отсюда последствиями….