Бениамин Матевосян: Алиев воспользуется предложением Пашиняна
12 декабря 2025, 12:00
(Вы хотите мира с Турцией и Азербайджаном или хотите быть турками?)
Недавнее предложение, озвученное руководством Армении, о совместной дорожной карте, направленной на параллельную синхронизацию и закрытие вопросов возвращения армян в Арцах и проблемы так называемого «Западного Азербайджана», знаменует собой переход очередной «красной линии» в переговорной позиции Еревана.
Сам факт того, что тема возвращения армян в Арцах выносится на стол переговоров как предмет потенциального размена с темой «Западного Азербайджана», является стратегической ошибкой. Азербайджан, используя свою проверенную стратегию избирательного принятия, воспользуется этой готовностью к торгу, чтобы получить юридические обязательства от Армении, не отказываясь, при этом, от собственных требований по переселению.
Руководство Армении, признавшее «территориальную целостность Азербайджана», в подписанном ЕС декабрьском документе не было против включения в повестку отношений с Брюсселем и темы насильственно депортированных из НКР армян. Однако предложение о «параллельной синхронизации» фактически означает, что руководство Армении признает: тема возвращения армян в Арцах является предметом торга и политического обмена, а отказ от этого вопроса может быть «продан» в обмен на уступку Баку по его «гуманитарным» требованиям.
Президент Азербайджана Ильхам Алиев в своих заявлениях позиционирует тему «Западного Азербайджана» как якобы гуманитарно-правовой и культурный вопрос. Алиев подчеркивает: ««Насильственное переселение» проживавших на территории Армении азербайджанцев… это «исторические факты…»» и говорит о «законном требовании» и «Общине Западного Азербайджана». Баку не признает свой вопрос территориальной претензией. Поэтому он не считает себя обязанным «закрывать» свой «гуманитарный» вопрос в обмен на то, что Армения, по сути, подтвердит свой отказ от претензий по вопросу армян Арцаха, который, по мнению Баку, уже является закрытым после признания Ереваном территориальной целостности.
Опыт последних лет, характеризующийся односторонними уступками Армении, подтверждает, что Баку извлечет выгоду, игнорируя принцип синхронизации. Например, Армения ранее предлагала одновременно подписать «мирный договор» и обратиться в ОБСЕ с просьбой о роспуске Минской группы. Баку отверг синхронизацию, но Армения 8 августа в Вашингтоне согласилась на роспуск МГ ОБСЕ без подписания мирного договора, лишившись международного механизма посредничества. Аналогично были отвергнуты предложения о пакте о ненападении между Баку и Ереваном, взаимном контроле над вооружениями и открытии КПП.
Наиболее вероятный сценарий заключается в том, что Азербайджан использует признание Арменией возможности торга по возвращению армян в Арцах для достижения лишь одной, наиболее выгодной, цели: получения юридических гарантий по армянам Арцаха. Центральный интерес Баку состоит в том, чтобы вынудить Ереван взять на себя необратимые и юридически обязывающие обязательства о том, что Армения никогда не будет поднимать вопрос возвращения армян в Арцах ни на международной арене, ни во внутренних документах. Это позволит Баку окончательно закрыть тему Арцаха в международно-правовом поле, устраняя любые будущие правовые лазейки.
После получения юридического отказа Армении от темы возвращения армян в Арцах, Баку получит возможность усилить требование по «Западному Азербайджану» уже не как предмет торга, а как якобы исключительно «гуманитарное и правовое требование, не подлежащее закрытию». «Право на возвращение азербайджанцев» — это механизм для инфильтрации азербайджанского населения на территорию Армении, особенно в районы, критически важные для коммуникаций (Сюник).
Переселение азербайджанцев вдоль будущих маршрутов до Нахичевана создаст «живой щит» вдоль этих коммуникаций, давая Баку постоянный предлог для военного или политического вмешательства под предлогом защиты своих граждан. Успешное навязывание требования о переселении приведет к качественной трансформации суверенитета Армении, превратив ее в ослабленное государство, чья внутренняя политика и безопасность будут находиться под постоянным давлением и контролем Баку.
Таким образом, готовность Армении включить вопрос возвращения армян в Арцах в «меню торга» повлечет за собой двойной негативный эффект: окончательный юридический отказ от Арцаха и сохранение, а то и усиление, инструмента контроля в виде требования о переселении азербайджанцев. Мирный процесс, построенный на таких уступках, неизбежно ведет не к миру, а к дальнейшей эрозии армянской государственности.
Задумайтесь об этом…