Бениамин Матевосян: армяно-американский бумажный половник Пашиняна
15 января 2025, 11:00
(К чему приведет Армению подписание договора о стратегическом партнёрстве с США?)
Утром 14 января стало известно, что министр иностранных дел РА Арарат Мирзоян и госсекретарь США Энтони Блинкен подпишут документ о стратегическом партнерстве между Арменией и Соединенными Штатами.
Информация вызвала разного рода комментарии в армянском обществе и экспертной среде. От утверждений о том, что документ будет историческим и откроет для Армении двери для интеграции в евроатлантическую семью, до заявлений, что США не будут предоставлять Армении никаких гарантий безопасности, военной помощи, продавать или поставлять в качестве содействия оружие и боеприпасы.
Важно однако то, что независимо от политических предпочтений тех или иных экспертов, комментирующих это событие, все едины во мнении, что у Армении могут быть проблемы с имплементацией документа в силу смены в США президентской администрации. Эти опасения усилились особенно на фоне пресс-конференции уходящего президента США Джо Байдена и последовавших за ней событий.
С одной стороны, Байден заявил, что его администрация заложила основы «светлого будущего» Украины, с другой — в американских СМИ со ссылкой на осведомленные источники сообщили, что избранный президент США Дональд Трамп не заинтересован в судьбе Украины и не считает конфликт стратегически важным для интересов страны. В подобной ситуации делать ставку на стратегическое партнерство с США, на то, что новая администрация будет следовать курсу администрации Байдена — это сродни геополитическому самоубийству. Но имеем то, что имеем…
Если же оценки экспертов верны, и сотрудничество в области безопасности между Ереваном и Вашингтоном будет подразумевать лишь поддержку консультационных программ, мероприятия по взаимодействию между военными, возможности профессионального военного образования в рамках Международной программы военного образования и подготовки, а также продолжение многолетнего партнерства с Национальной гвардией штата Канзас, то возникает легитимный вопрос — способен ли этот договор заменить не только военно-политический союз с Россией, но и потенциальный договор с Ираном?
По всей видимости, в Иране были осведомлены о намерениях пашиняновского правительства, и недавний визит секретаря Высшего совета национальной безопасности ИРИ Али Акбара Ахмадиана был попыткой предложить РА альтернативу — военно-техническое и военно-политическое сотрудничество с Тегераном, который и сам вскоре подпишет с Россией договор о всеобъемлющем партнерстве. Но Никол Пашинян выбрал «бумажный половник».
Пашинян, конечно, может рассматривать этот документ как некую гарантию личной безопасности. Однако в 2009 году Михаил Саакашвили, будучи президентом Грузии, также подписал подобный документ с Вашингтоном. Но этот документ его не спас. При этом договор, объективно, может стать той точкой напряженности в отношениях Еревана и Москвы, которой может воспользоваться Баку и осуществить агрессию против Армении.
Задумайтесь об этом…