(Марш в «Тюркский мир»: как Армению лишают всех альтернатив)
Долгие годы, исходя из географии, специфики истории и архитектуры региональной безопасности, армянский политический дискурс не мог игнорировать следующую дилемму: либо Россия, либо Турция. С 2018 года (если не раньше) Армению хотят поставить в ситуацию, когда у страны не будет выбора, кроме встраивания в тюркский мир. Для этого нужен и пересмотр истории, «исторических стереотипов», и пересмотр логистических цепей поставок, и даже смена пищевых привычек.
О необходимости пересмотреть «исторические стереотипы» вчера с трибуны НС говорил Никол Пашинян, призывая отказаться от «картины мира, сформированной для нас агентами КГБ». «То, что мы говорим: «Турок остается турком», – эта же поговорка есть и там, где говорят: «Армянин остается армянином». То, что мы говорим: «Ой, как можно доверять, как можно Азербайджану доверять, как вы доверяете?», – то же самое есть и там, где говорят: «Как можно армянину доверять?». То, что мы говорим: «Разве мы не извлекли уроков из нашей истории?», – то же самое говорят они: «Разве мы не извлекли уроков из нашей истории? Как, вы хотите мира с Арменией, а разве вы не извлекли уроков из нашей истории?» Послушайте, мы должны выйти из сформированной для нас агентами КГБ картины мира», – заявил Пашинян.
Проще говоря, с трибуны Национального собрания Пашинян возлагает на армянский народ равную с азербайджанцами и турками ответственность за проблемы, возникшие в регионе в контексте безопасности. Хотя армяне не осуществляли геноцид ни в отношении турок, ни в отношении азербайджанцев.
Про смену пищевых привычек следует сказать в контексте решения Азербайджана «открыть транзит для Армении» и первым грузом позволить доставку в Грузию казахстанской пшеницы. Пропаганда и в Баку, и в Ереване называет это беспрецедентным, историческим шагом. Более того, власти РА утверждают, что и здесь мы имеем дело с диверсификацией рынков поставок.
Согласие Армении на якобы диверсификацию поставок продовольствия (речь о казахстанской пшенице) с включением в эти цепи Азербайджана (с потенциальным дальнейшим включением и Турции) дает Турции и Азербайджану очередной дополнительный рычаг давления на РА. В действительности, вопрос геополитический — после ожидающегося выхода из ЕАЭС, после разрыва экономических связей с РФ зависимость армянского рынка от азербайджанских и турецких товаров станет критичной. Зависимость от транзита через Азербайджан станет критичной. Поставки условной пшеницы или газа станут рычагами политического давления на Армению, и они, воспользовавшись этим, могут повторить ситуацию с Лачинским коридором.
В контексте же пересмотра истории стоит обратиться к теме переименования одной из ереванских улиц. В Ереване насчитывается более двухсот улиц. Но из всех улиц именно улица Ленинградян была переименована. Напомним, что улица была названа в честь города Ленинград в знак уважения и памяти о героической обороне города в годы Великой Отечественной войны, в которой принимало участие большое количество армян. По разным источникам, в битве за Ленинград участвовало около 100 тысяч армян, из них порядка 40 тысяч были добровольцами и непосредственными защитниками города. Около 20 тысяч армянских защитников Ленинграда не вернулись домой. Эта улица была названа в честь победы и подвига армянского народа. Но именно ее название меняется…
Название меняется, и она переименована в честь великого армянина, бизнесмена, мецената Кирка Керкоряна. Ни один здравомыслящий армянин не будет выступать против того, чтобы в Армении была улица, названная в честь него. Улицы мало – нужны памятники и даже населенные пункты в честь Керкоряна. Весь вопрос, однако, в том, что власти Армении концептуально переименовывают улицу не столько в пользу увековечивания имени Керкоряна, сколько для того, чтобы закрыть очередную страницу истории армянского народа, связанную с СССР, «связанную с советским КГБ».