Бениамин Матевосян: Пашинян не сделает никаких выводов из случившегося с Зеленским
04 марта 2025, 11:00
(Украина получила свое «19 октября»)
Для Украины 28 февраля станет тем, чем стало для Армении и Арцаха 19 октября 2020 года. Напомним, 19 октября 2020 года в ходе встречи с внепарламентскими силами Никол Пашинян заявил, что российское предложение о прекращении войны относится исключительно к варианту «5+2». Иными словами, согласно путинскому предложению от 19 октября, о сдаче Шуши врагу не могло быть и речи. Более того, 19 октября Пашиняну уже было ясно, что война проиграна. И после всего этого он отверг предложение остановить войну с гораздо меньшими человеческими и территориальными потерями.
Скандальная перепалка в Овальном кабинете между президентом США Дональдом Трампом и Владимиром Зеленским закончилась тем, что Трамп прервал встречу и, «по сути, указал Зеленскому на дверь». Ожидалось, что в ходе визита украинского президента в Вашингтон будет подписана новая версия соглашения по полезным ископаемым в рамках усилий по прекращению конфликта, но из-за размолвки этого не произошло.
3 марта, комментируя произошедшее в Белом доме, они заявили, что терпение и кошельки США «не безграничны», что Киеву пора начать переговоры о мире, и что Зеленский упустил шанс экономически связать США и Украину на поколение вперед.
Если присмотреться к произошедшему, то параллели с армянскими событиями становятся очевидны не только с точки зрения содержания процессов, но и их формы. Поведение Зеленского 28 февраля напоминало постановочную перепалку Никола Пашиняна и Ильхама Алиева на саммите ЕАЭС в 2023 году.
Напомним, перепалка между руководителями РА и Азербайджана (которая у многих оставила впечатление заранее согласованной акции) произошла на саммите ЕАЭС в Москве 25 мая 2023 года и очевидным образом была направлена на то, чтобы не допустить конструктивных переговоров на московской площадке. После целенаправленного срыва переговоров в Москве, говорить о «многовекторных переговорных площадках» было неуместно. Сам факт того, что Госдеп еще до отправления Алиева и Пашиняна в Москву поприветствовал переговоры в РФ, при этом отметив, что все уже и так согласовано, говорило о том, что российская площадка для решения карабахского конфликта более неактуальна для Баку и Еревана, нет никакой многовекторности, а вектор один — западный. И будущее показало, что эта оценка была верной.
То, что стало происходить после перепалки Трампа с Зеленским заслуживает отдельного внимания. Владимир Зеленский после конфликта в Овальном кабинете отправился в Великобританию, где его встретили подчеркнуто уважительно, да еще и организовали встречу с Карлом III. После беседы с королем Зеленский принял участие в очередном экстренном саммите по Украине. Саммите, после которого британский премьер Кир Стармер заявил: «Мы усилим нашу помощь немедленно, включая самолеты в воздухе и сапоги на земле. Но чтобы достичь успеха, эти усилия должны быть поддержаны со стороны Штатов». Иными словами — без поддержки и одобрения США Украина не получит никакой помощи. Однако, судя по всему, ни Лондон, ни Париж, ни другие акторы и не стремятся получить гарантий для Украины.
Затягивание конфликта им необходимо как фон переговорного процесса с США по сохранению военного и экономического присутствия США в Европе, которое после недавнего заявления главы Пентагона Пита Хегсета, о том, что приоритет США в юго-восточной Азии, кажется туманным.
Если Британия, Франция, Германия и другие страны ЕС договорятся по интересующим им вопросам, то о судьбе Зеленского никто не вспомнит. Это же касается и Армении: если РФ и США договорятся по зонам влияния и ответственности, где территория бывшего СССР — это российская зона стратегических интересов, то о судьбе Пашиняна тоже никто больше не вспомнит.
Задумайтесь об этом…