All Этнический код Что произойдет в 2024 году? Философский пароход Родные с Севера Простые истины Полет над домом моим Заголовок Добрый армянский вечер Депортация из Арцаха Большой репортаж Аудиокнига: «Армянская литература» Армянская неделя Альфа-экономика Newsroom Alter Ego 7 портретов из истории армянского народа 5 портретов из истории армянского народа «Реальная Турция» «Армянский новогодний стол с Гаяне Бреиовой»

Бениамин Матевосян: Пашинян знал о предусловиях Турции, но попросил Эрдогана о помощи

07 ноября 2024, 12:10

(Жертвы договоренностей «Турецкого дома»)

Несмотря на якобы достигнутые договоренности между Арменией и Турцией об урегулировании отношений без предварительных условий, несмотря на все попытки властей «замаскировать эту проблему», Анкара продолжает связывать вопрос армяно-турецких отношений с процессом урегулирования отношений между Ереваном и Баку. А конкретнее — с подписанием «мирного договора» между двумя государствами.

Так, министр иностранных дел Турции Хакан Фидан заявил, что отношения между Турцией и Арменией будут урегулированы после подписания мирного договора между Баку и Ереваном. «Мы оказываем максимальную поддержку достижению договоренностей и рады видеть, что стороны приближаются к этому», — заявил глава турецкой дипломатии.

Более прямого заявления о том, что Анкара увязывает два процесса друг с другом (армяно-азербайджанский и армяно-турецкий), сложно себе представить. В этой связи следует вспомнить недавнее заявление главы МИД РА Арарата Мирзояна в НС Армении на слушаниях по проекту бюджета на 2025 год. Напомним, 31 октября Мирзоян заявил, что «Турция данный процесс (урегулирование отношений Еревана и Анкары — ред.) в определенной степени связывает с отношениями Армении и Азербайджана». Обратили внимание на формулировку — «в определённой степени»? В какой такой определенной? Турция напрямую увязывает два этих процесса. А отрицание этого, как минимум, манипуляция.

Справедливости ради стоит отметить, что подобный подход Турции не новость. Такой же позиции Анкара придерживалась не только один, два или три года назад, а всегда, в том числе, и в период, когда турецким МИД руководил один из главных архитекторов нынешней внешнеполитической стратегии этой страны Ахмет Давутоглу.

Недавний гость «Турецкого дома» в США Никол Пашинян не мог этого не знать. Более того, у нас нет данных, опровергающих, что Пашинян, прося президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана о помощи в деле налаживания отношений между Ереваном и Баку, не был уведомлен об этой позиции Анкары, что, в свою очередь, означает, что он целенаправленно пошел на вовлечение Анкары в армяно-азербайджанский процесс в качестве посредника, понимая цену этого политического акта.

Заявление Фидана в «реальной политике» означает, что Анкара видит в выполнении Арменией требований Баку ключ к «установлению отношений между двумя странами», а также означает, что Турция поддерживает все азербайджанские требования в отношении Армении. Иными словами, Эрдоган, как и Ильхам Алиев, требует изменения Конституции РА, «возвращения» азербайджанцев в Армению, ограничения по работе армянских горнодобывающих компаний, закрытия АЭС и пр.

В «сухом остатке» мы можем зафиксировать, что Никол Пашинян своей политикой с 2018 года не только не привел Арцах за стол переговоров, но и максимально консолидировал позиции Анкары и Баку против Республики Армения.

Задумайтесь об этом…