All Этнический код Философский пароход Родные с Севера Реальная Турция Простые истины Полет над домом моим Нерассказанная история Народ говорит Миропорядок 2.0 Инстафейс Заголовок Добрый армянский вечер Депортация из Арцаха Гостеприимная Москва Вне поля зрения Большой репортаж Аудиокнига: «Армянская литература» Армянский пасхальный стол с Гаяне Бреиовой Армянский новогодний стол с Гаяне Бреиовой Армянская неделя Newsroom Alter Ego Alpha Собеседник Alpha Economics Alpha Analytics 7 портретов из истории армянского народа 5 портретов из истории армянского народа 2025 – что будет? | Арцах – Армения: новый мировой порядок 2024 – что будет? | Арцах – Армения: новый мировой порядок

Бениамин Матевосян: почему Никол Пашинян стремится избавиться от Мегри?

04 февраля 2025, 11:07

(Для чего была необходима публикация «секретных материалов» Госдепа США?)

Премьер РА Никол Пашинян за несколько лет сумел «синхронизироваться» не только с Ильхамом Алиевым, но и с целым рядом американских структур в Армении, в частности со структурой, напрямую финансируемой американским правительством — с Радио «Свобода».

В преддверии пресс-конференции Пашиняна одно из армяно-американских СМИ подготовило репортаж на основе «секретных» документов, основной темой которого был армянский Мегри. Из материала стало известно, что злополучный коридор от Армении хотели получить еще в самом начале 1990-х, и за желанием этим стояли не только Азербайджан и Турция, но и Соединенные Штаты.

Стало очевидно, как Госдеп уничтожил раскручиваемый десятилетиями тезис о том, что бывший премьер-министр Армении Вазген Саргсян был убит, так как был против «плана по обмену Мегри на Карабах». Тезис убит, так как стало ясно, что Саргсян изначально был обо всем осведомлен и поддерживал переговоры с Азербайджаном (кое-кому из семьи Вазгена Саргсяна самое время собрать все свои интервью и данные за годы, прошедшие с убийства Саргсяна, распечатать эти материалы и сжечь на Площади Республики).
Мы также узнали, что итогом всех этих переговоров стал Ки-Уэстский процесс, в рамках которого Арцах должен был вместе с Лачином стать международно признанной частью РА, что ни одна из стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ не была против этого плана, а Азербайджан получил бы взамен лишь эстакаду, которая связала бы его с Нахичеваном. Так еще в самом конце Ереван потребовал в рамках переговоров, чтобы Турция признала Геноцид армян, и если Азербайджан действительно хотел получить эстакаду, он сам должен был найти общий язык с Анкарой, дабы ввести ее в поле конструктивного диалога с Арменией по вопросу признания Геноцида.

Не нужно быть аналитиком любимого властями РА консалтингового агентства Rasmussen Global, чтобы понять, что тема с Мегри вброшена в общественный дискурс для последующего оправдания потенциальных территориальных уступок Баку и Анкаре. Пашиняну нужно политическое алиби в рамках логики «Мегри уже был сдан десятилетия назад».
Однако важно понимать и то, что потенциальная сдача Мегри, или сдача коридора может, как и в случае с войной 2020 года, запустить «на земле» такие процессы, что все ограничится не одним городом или коридором, а приведет к полной потере границы с Ираном.

Кому-то может показаться преувеличением, но в сдаче Мегри, а, тем более, в полной потере армяно-иранской границы есть внутриполитическая логика. Если Арцах был опасен Пашиняну как субъект, из которого может появиться альтернативная ему политическая элита (как это один раз уже было в 1998 году), то потеря границы с Ираном приведет к тому, что потенциальное политическое, экономическое и военное влияние официального Тегерана, а также официальной Москвы на процессы в Армении будет сведено практически к нулю. Что, в свою очередь, сделает интеграцию Армении в тюркский мир безальтернативной. Если рассмотреть процессы с этой позиции, то поведение Пашиняна кажется логичным с точки зрения его личных интересов.
Что же касается «сданного Кочаряном Мегри», то просто напомним, что в 2007 году Роберт Кочарян открыл с президентом Ирана Махмудом Ахмадинежадом газопровод «Армения – Иран». А Карабах, о котором Пашинян летом 2019 года говорил, что он «Армения и точка», стал частью Азербайджана, и армян в нем практически не осталось.

Задумайтесь об этом…

Сейчас в эфире