Бениамин Матевосян: провал власти меньшинства в Гюмри и Паракаре
01 апреля 2025, 19:00
(Внутриполитические и геополитические итоги выборов в Паракаре и Гюмри)
Премьер РА Никол Пашинян любит повторять, что «если народ решит, он больше не будет обладать властью в Армении». Но кого именно Пашинян понимает под выражением «народ», и сколько людей должно объединиться вокруг антивластной идеи, чтобы смена власти стала безальтернативной, Пашинян, конечно же, не говорит. При этом, вопреки его желаниям, существует несколько способов определения «воли народа», в том числе, институциональные. Одним из таких методов являются выборы — как республиканского масштаба, так и в органы местного самоуправления. Именно во время прошедших накануне выборов проявилась воля народа. Пашинян проиграл и в Паракаре, и в Гюмри.
Оппозиционные силы нанесли сокрушительное поражение правящей партии «Гражданский договор» на внеочередных выборах в Совет старейшин укрупненной общины Паракар Армавирской области. По окончании подсчета голосов оппозиционный альянс «Единство» одержал убедительную победу с 56,57%. Пашинян проиграл в Паракаре и в 2021 году, однако махинации в поствыборный период позволили его партии взять контроль и там. Но выборы 2025 года расставили все точки над «i».
Что касается выборов в Гюмри, то они прошли в стиле идеологических отцов Пашиняна (Левона Тер-Петросяна, Вано Сирадехяна, Гагика Джангиряна и пр.), когда властям в итоге пришлось даже свет выключать на ряде избирательных участков. По всей видимости, примененный до дня выборов административный ресурс (зарегистрированные в городе жители иных общин, давление на бюджетников, сообщения о взятках, переведенных на счета пользователей букмекерских контор) не позволил партии «Гражданский договор» достичь необходимых 17 мандатов. Фальсификаций хватило всего на 36 процентов.
Голосованием народ Армении в двух разных общинах, в двух разных областях страны отверг «Гражданский договор». Это произошло после объявления 13 марта о согласовании пунктов так называемого «мирного договора» с Азербайджаном, что говорит о том, что навязываемая обществу повестка ложная и не воспринимается обществом. Ложная не в том смысле, что народ хочет войны, а в том, что народ не верит в способность «Гражданского договора» и Никола Пашиняна принести мир. Поэтому при осуществлении выбора люди руководствуются иными соображениями, а не следуют пропагандистским нарративам.
Это, в свою очередь, доказывает, что мы имеем дело с властью меньшинства (как идеологического, так и численного), которое навязывает обществу политическую реальность, не имеющую ничего общего с его реальными потребностями.
Этот тезис подтверждается и тем, что кандидат от так называемой инициативы «Евроголос» Левон Барсегян («Евроголос» — политическое объединение, чья инициатива на прошлой неделе стала законом, постулирующим стремление Армении в ЕС) не преодолел даже проходной барьер в 6 процентов. Они («Евроголос» и «Гражданский договор») были и остаются меньшинством, однако до сих пор у них есть возможность навязывать стране свою повестку.
Выборы разрушили миф, что для успеха оппозиции еще до выборов «кровь из носа» нужно объединиться. Выборы в Гюмри показали, что это не обязательное условие для успеха. Объединиться можно и после выборов. И вот тут и будет очередной тест для оппозиции — по крайней мере в Гюмри. Поствыборный расклад в Гюмри (где больше всего от оппозиции набрал Вардан Гукасян, к которому уже присоединились Карен Симонян и Рубен Мхитарян, однако на момент написания текста медлит с принятием решения Мартун Григорян) покажет, кто на самом деле в стране за перемены, а кто в действительности всеми способами держит тыл Никола Пашиняна.
Задумайтесь об этом…