Бениамин Матевосян: решение КС РА — официальное начало процесса расформирования государственности
02 октября 2024, 12:02
(Чем Пашинян будет оправдывать «понижение планки статуса Армении»?)
Вот уже практически целый день часть армянского экспертного сообщества активно обсуждает, как Конституционный суд Армении своим решением от 26 сентября фактически признал не имеющей правовой силы ссылку на Декларацию о независимости в преамбуле Конституции. В Декларации, как известно, упоминается воссоединение «Армянской ССР и Нагорно-Карабахской Автономной области», из-за чего Азербайджан все эти месяцы требует от Еревана изменить основной закон.
Поразительно, с какой тональностью обсуждается это решение КС, особенно комментарии о том, что «данным решением Пашинян полностью закрывает страницу Арцаха». Судя по всему подавляющее большинство политических акторов в Армении так и не поняли, что страницу Арцаха Пашинян закрыл 6 октября 2022 года в Праге во время четырехсторонней встречи при участии Эммануэля Макрона, Шарля Мишеля и Ильхама Алиева. И, в целом, решение КС не об Арцахе, а об Армении, а конкретнее — это старт официальных процедур по демонтажу армянской государственности.
Обсуждая решение КС, нужно понимать не только его глубинную содержательную составляющую, но и контекст происходящего. А контекст таков: решение КС произошло сразу после поездки Пашиняна в США, где по признанию коалиционных партнеров Никол Пашиняна, официальный Ереван намеревался под эгидой США подписать мирный договор с Азербайджаном. Более того, свежие заявления главы НС Алена Симоняна свидетельствуют о том, что Ереван желает получить любой документ, который внутри страны можно будет представить как «мирный договор» хотя бы во время ноябрьского саммита COP29, который пройдет в азербайджанской столице.
Протолкнув через КС решение о признании ссылки на Декларацию независимости не имеющей правовой силы, Пашинян хочет продемонстрировать, что выполнил одно из фундаментальных требований Баку — фактически изменил Конституцию, ведь часть ее преамбулы признана «не имеющей правовой силы». Тогда как Баку желает получить не решение КС, а всенародный референдум, где будет закреплен всенародный отказ от ссылки на Декларацию независимости.
Безусловно, многие могут сказать, что Баку тянет время. Возможно так и есть, но для чего он это делает? Ильхам Алиев уловил важный нюанс — готовность Армении на любых условиях подписать «мирный договор» (или что-то, что можно будет представить как такой документ), и сейчас официальный Баку, по всей видимости, пользуясь ситуацией, параллельно осуществляет два процесса — повышает требования в отношении РА (вспомните заявление помощника Алиева Хикмета Гаджиева, который требовал демилитаризации РА, и превращения Армении во внеблоковую страну), а также торгуется с международными акторами, на площадке которых может быть подписан документ с Ереваном по вопросу о том, какие еще уступки от Армении посредник готов гарантировать Баку. Очевидно, что, фиксируя, что Ереван готов сдать и Конституцию, и «Зангезурский коридор», Алиев сегодня говорит посредникам — «коридор у меня уже есть, а что еще вы можете мне предложить? На что способны склонить Армению?»
Члены команды Пашиняна после его визита в Нью-Йорк, раскрыв детали закулисных процессов, отметили, что по задумке американцев Пашинян в США должен был фактически согласиться на формирование некоего регионального формата взаимодействия Армения-Турция- -Азербайджан, где оператором процессов должен был быть Реджеп Тайп Эрдоган. И Анкара как гарант должна была склонить Азербайджан к подписанию мира с Ереваном. Организатором этой схемы был Джошуа Хак, заместитель помощника госсекретаря США Джеймса О’Брайена. Однако, именно потому что предложение США не устраивало Алиева (да и противодействие Ирана и РФ никто не отменял), он и не поехал в Нью-Йорк, и, вопреки задумке Госдепа, не подписал никакой документ.