Бениамин Матевосян: «сказали хорошо, но хорошего не произошло» — Алиев не знает армянских поговорок
16 октября 2024, 12:00
(С точки зрения интересов Пашиняна встраивание Армении в тюркский мир рационально)
Ну, что ж, мы смело можем заявить, что президент Азербайджана Ильхам Алиев не знает армянских поговорок. Иначе сложно объяснить, по какой причине Алиев даже после заявления Пашиняна с трибуны ООН о том, что «нужно говорить о хорошем, чтобы хорошее случилось», заявил, что считает странным предложение Еревана подписать мирное соглашение в урезанном виде.
Алиев сказал, что считает совершенно нереальным странное предложение правительства Армении «подписать все, что до сих пор было согласовано, а несогласованные положения сохранить для следующих этапов».
Более того, армянская поговорка в исполнении Пашиняна не помогла настолько, что президент Азербайджана на встрече с новым послом Бельгии в Баку Жюльеном де Фрепо фактически предложил Брюсселю новую сделку за счет Армении.
На встрече с дипломатом Алиев четко обозначил, что недоволен тем, что ЕС не согласовывает с ним свои действия в Армении, а конкретнее — продление срока пребывания миссии наблюдателей ЕС в стране.
Однако если мы вернемся на 2 года назад, то можем зафиксировать, что, несмотря на заявления Алиева в «высоких московских кабинетах», в 2022 году он лично дал согласие на появление миротворцев в регионе и получил за это согласие Арцах. Напомним, что именно на брюссельской площадке Пашинян сдал НКР. Сегодня же Алиев, фактически, публично намекает на то, что если Брюссель предложит Баку что-то взамен (как это было в 2022 году), то Алиев может и в этот раз «закрыть глаза» на продление срока пребывания наблюдателей, а также на увеличение их числа, не говоря уже о привлечении к работам миссии представителей США.
С уверенностью можно сказать, что выступая с трибуны ООН Никол Пашинян знал, что цитирование поговорки ничего хорошего не принесет Армении, однако пора уже привыкнуть к тому, что интересы правящих элит в современных государствах не всегда совпадают с интересами стран, более того, не всегда «ментальные границы интересов правящих элит» совпадают с реально существующими границами находящихся под их управлением стран. «Хорошо и сытно» можно жить не только в стране, в которой ты выполняешь функции власти. И современные элиты, в том числе и армянские, ярко это демонстрируют.
В том числе, и в этой логике следует рассматривать то, что происходит на треке армяно-турецкого переговорного процесса, когда один из подписантов «Шушинской декларации», в которой отражены территориальные претензии к Армении, отказывается вести процесс в той логике, которая приведет в итоге в подписанию мирного договора и установлению справедливого мира, а официальный Ереван вместо фундаментального пересмотра своих переговорных позиций обращается за помощью к другому подписанту вышеназванной декларации — к Турции.
Практически в одно и то же время, когда Алиев отвергал очередное предложение Пашиняна, а глава парламента Азербайджана отказался от встречи со своим армянским коллегой, Ален Симонян провел в Женеве встречу со спикером Великого Национального собрания Турции Нуманом Куртулмушем.
Правящая армянская элита избрала путь создания иллюзии о том, что «Армения осталась совсем одна», и иного выхода, кроме как обратиться за помощью к Турции, причем, не только дипломатической, но и экономической (кто сказал, что концепт Каро Паляна, согласно которому, в случае войны Ирана и Израиля Пашинян как альтернативу иранской границе не должен открыть границу Турции, да еще, сделать это на любых условиях — это просто идея, а не инструкция по дальнейшим действиям?) у Армении нет. Более чем очевидно создание иллюзии, что «никто, кроме Турции, нам не поможет».
Безусловно, выбор Пашинян — это и цивилизационный, и идеологический, и, к тому же, прагматичный выбор (он шаг за шагом реализовывает то, о чем месяцами ранее говорил бывший советник первого президента Армении Левона Тер-Петросяна Жирайр Липаритян). В мае 2023 года, когда состоялся первый раунд многодневных переговоров Армении и Азербайджана в США, Липаритян выступил с интервью и в эфире Общественного телевидения и убеждал армянское общество в том, что Карабах уже потерян, и Армения должна «рассчитывать на милость Турции», потому что у армян больше нет союзников и нет другого выхода.
Если в результате выполнения всех требований Анкары Армения перестанет существовать, то и перестанет существовать тот субъект, который может призвать к ответственности тех лиц, которые сотворили с Арменией и Арцахом трагедию исторического масштаба. Если в итоге всех процессов, остатки Армении будут интегрированы в тюркский мир, то за содеянное с Арцахом и Арменией не только не накажут, но еще и могут наградить.
Задумайтесь об этом…