Бениамин Матевосян: услуги Эрдогана имеют свою цену
30 октября 2024, 12:40
(Что Анкара потребует от Еревана?)
Запустить моль в гардероб с одеждой зачастую легче, чем затем избавиться от нее. Ровно также и с Турцией — один раз подпустив Турцию к тому или иному процессу, потом бывает сложно вывести ее оттуда. Посмотрите, как до сих пор Реджеп Тайип Эрдоган пытается «возродить стамбульский процесс» или «зерновую сделку». И потому, когда в Армении и до 2018 года звучали оценки, согласно которым «Турция может оказать содействие в процессе карабахского урегулирования», а уже после войны 2020 и этнической чистки в Арцахе осенью 2023 года Турцию прямо просили о посредничестве в урегулировании армяно-азербайджанских отношений. Нужно отдавать себе отчет в том, что вывести ее из этого процесса будет очень сложно. Любой власти.
Сейчас турецкий президент занимается тем, что легализует свой статус «оператора» армяно-азербайджанского процесса в публичном пространстве. Именно об этом было недавнее заявление Эрдогана, который отметил, что надеется на то, что силам извне не удастся саботировать армяно-азербайджанский процесс. Иными словами, Эрдоган демонстрирует вовлеченным в региональные развития игрокам, что не потерпит вмешательства в дела, которые Анкара считает своей прерогативой.
Вновь отметим, что парадоксален сам факт, что одна из стран, подписавших «Шушинскую декларацию», в которой отражены притязания на армянский суверенитет, может быть посредником в переговорах Еревана и Баку. Однако еще больший парадокс заключается в том, что Реджеп Тайип Эрдоган может потребовать (и скорее всего уже потребовал) оплаты своих «услуг посредника».
В армянском политическом сообществе бытует мнение, что турецкий лидер может потребовать от Еревана полного отказа от темы международного признания Геноцида армян, может присоединиться к требованиям Баку изменить Конституцию Армении, а также потребовать закрытия Мецаморской АЭС.
Безусловно, все это возможно. Однако Эрдоган — человек практичный, причем, со стратегическим мышлением. Поэтому будет логично, если в качестве «оплаты за свои услуги посредника» (которые не факт, что приведут к «нормализации отношений» Еревана и Баку) он потребует вывода российских пограничников с КПП «Маргара», а следующим шагом — полного вывода российских пограничников с армяно-турецкой границы.
Тут остается ответить только на один вопрос. И это вовсе не вопрос о том, сможет ли Армения сама обеспечить безопасность на участке границы протяженностью более 300 км. Вопрос в том, успел ли Никол Пашинян уже потребовать вывода российских пограничников из «Маргары» и с армяно-турецкой границы в целом, или он готовит «подарок» Армении и армянскому народу и сделает это уже в 2025 году?
Задумайтесь об этом…