Бомбы пролетали над нашей деревней, а дети их считали | Арцахская депортация. Свидетельства #34
07 декабря 2023, 22:30
После насильственной депортации из Арцаха семья 30-летней Розы поселилась в Ереване. Роза с мужем, двумя сыновьями и родителями мужа живет в арендованной квартире, в районе Давидашен. Пока работает только муж, а сама она решила заняться любимым занятием — кондитерским делом.
Семья Розы была насильственно депортирована из села Айгестан Аскеранского района. Муж и свекровь были государственными служащими. Семья Барсегянов также занималась сельским хозяйством. Последние девять месяцев, проведенные в Арцахе в условиях блокады, были тяжелыми, но сейчас, после этих жестоких переживаний, Роза вспоминает о них, как о счастливых моментах.
«Арцах — это историческая армянская земля. Я бы с большим удовольствием вернулась в Арцах и жила там как прежде. Сейчас дома на столе все есть, но нет аппетита, я бы хотела съесть тот кусок черствого хлеба, который мы ели там с соседями во время блокады, запивая чаем с тимьяном и мятой. Я буду жить в свободном и независимом Арцахе, но только не в составе Азербайджана», — говорит Роза.
19 сентября, в день нападения Азербайджана, Роза находилась дома.
«После 44-дневной войны стены нашего дома разошлись. Но на этот раз все было просто ужасно. Мой старший сын еще не вернулся домой из школы, а младшего я почему-то не отвела в детский сад. Взяла его, и мы сразу спустились в подвал, где помимо нашей семьи разместились и наши соседи. Мы все остались там на ночь, и только через несколько часов после прекращения огня смогли выбраться. Рядом с нашей деревней была воинская часть, бомбы пролетали над нашей деревней, а дети считали их количество», — рассказывает Роза.
После того как они вышли из подвала, они поднялись в дом и находились там до ночи с 24 на 25 сентября, когда покинули Арцах.
«Выйдя из подвала, мы обходили дом за домом в деревне, чтобы узнать новости о мужчинах, которые были на позициях. Мы прошли через ад, женщины выходили к своим воротам и съежившись ждали, деревня стала призраком, мы сами были подобны призракам, мы ни о чем не спрашивали друг друга, словно без слов понимали друг друга. Затем мы поехали в отцовский дом, о моем брате и зяте тоже не было никаких известий, а потом мы услышали, что они живы», — говорит Роза.
Роза рассказывает, что после войны у них не было намерения покидать Арцах, даже свекровь готовила соленья на зиму. Они слышали, что дорога будет закрыта до января, но в тот же день узнали, что Лачинский коридор открыт и люди покидают Арцах.
«Мы были безоружны, и ходили слухи, что везде разгуливают вооруженные турки. Мой муж сказал собрать все необходимое, чтобы мы могли уехать. Так мы собрались и отправились в путь в ночь с 24 на 25 сентября», — рассказывает Роза.
Свекровь Розы наверно почувствовала, что на дороге будут очереди, и обычная поездка до Армении займет больше времени, чем несколько часов. Она взяла с собой еду и чай с медом, что стало спасением в долгой дороге.
«В грузовике, который ехал перед нашей машиной, находились дети, шел сильный дождь, и они промокли насквозь. Затем возле Шуши мы встретили азербайджанцев, на их флаге в азербайджанской версии было написано «Шуша». Это также был способ оказать на нас психологическое давление, они насмехались над нами. Мы задавались вопросом, что же будет на азербайджанском контрольно-пропускном пункте на мосту Акари. Дорога действительно заняла много времени, мы уставали сидеть в машине, выходили и шли пешком. И как-то я заметила, что плачет ребенок, примерно годовалый, который плакал от голода. Его мама даже не представляла, что будет такой большой поток машин. Мы угостили их чаем и поделились едой. В тот момент мы все думали о том, чтобы повернуть назад, но никто об этом вслух не говорил, да и повернуть назад было невозможно, машины ехали впритык», — вспоминает Роза.
На контрольно-пропускном пункте на мосту Акари азербайджанцы заставили мужчин выйти из машины. Свекра Розы заставили дать интервью азербайджанским журналистам и только потом отпустили. Уже в Корнидзоре Барсегяны наконец глубоко вздохнули, но вскоре услышали скорбную весть о взрыве бензоколонки в Степанакерте.
«Как оказалось, мы еще не видели всех оттенков ада, фактически увидели и это», — с грустью говорит Роза.