All Этнический код Философский пароход Родные с Севера Реальная Турция Простые истины Полет над домом моим Нерассказанная история Народ говорит Миропорядок 2.0 Инстафейс Заголовок Добрый армянский вечер Депортация из Арцаха Гостеприимная Москва Вне поля зрения Большой репортаж Аудиокнига: «Армянская литература» Армянский пасхальный стол с Гаяне Бреиовой Армянский новогодний стол с Гаяне Бреиовой Армянская неделя Newsroom Alter Ego Alpha Собеседник Alpha Economics Alpha Analytics 7 портретов из истории армянского народа 5 портретов из истории армянского народа 2025 – что будет? | Арцах – Армения: новый мировой порядок 2024 – что будет? | Арцах – Армения: новый мировой порядок

Из Мартуни мне удалось привезти только одну очень «дорогую» вещь | Арцахская депортация. Свидетельства #39

21 декабря 2023, 22:00

23-летний Арман потерял в Арцахе два дома. Сначала в результате 44-дневной войны его отцовский дом в Тагаварде остался под контролем Азербайджана, затем он переехал в город Мартуни, а через 3 года вынужденно покинул родной Арцах. Также там остались могилы отца, дяди и бабушки Армана.

«После 44-дневной войны я устроился на работу на заправочную станцию. Во время блокады я каждый день проезжал 8 км на велосипеде, чтобы добраться до работы. 19 сентября директор сказал мне, что я могу прийти на работу немного позже. Я уехал по другим делам в город, добрался до центра Мартуни, там встретился с начальником отдела военной полиции, не успели мы обменяться даже двумя словами, как началась бомбардировка. Я позвонил маме и сказал ей взять с собой документы, и укрыться. В городе царил полнейший хаос, я и представить себе не мог, что после 9-месячной блокады нам придется покинуть Арцах. Мне удалось взять с собой связку газет, которые мне очень дороги. Я хотел опубликовать книгу о парнях, погибших в результате 44-дневной войны. Собирал их биографии, я уже написал о 191 армянском сыне, все они были из города Мартуни и близлежащих сел», — рассказывает 23-летний Арман.

Изначально, по словам Армана, Мартуни не являлся целью врага, но ближе к вечеру началась бомбардировка города.

«Прямо перед входом в наш подвал упал снаряд, к счастью, мы не пострадали», — вспоминает Арман.

После прекращения огня в городе ходили разные слухи. Арман слышал, что они не смогут оставаться в Арцахе более недели, а согласно другим слухам, они смогут находиться там до 1 января. И именно из-за этой неопределенности и панических настроений 26 сентября население Мартуни было эвакуировано в Степанакерт. По словам Армана, они два дня находились в одной из столичных школ, а на третий день уже были вынуждены покинуть Арцах.

«Я до сих пор не могу смириться с этой реальностью, и испытываю очень сильную боль. Всю дорогу я очень тревожился, и думал только о том, как вернуться обратно. Мы добрались до Гориса за один день, поведение азербайджанцев было нормальным, я даже был ошеломлен. А когда мы пересекли мост Акари, я перестал быть полноценным человеком, потому что до этого мы еще были на территории нашего Арцаха. Нас тепло встретили пограничные войска СНБ, угостили едой, у нас появилась небольшая надежда, что все будет хорошо. Затем мы отправились в Горис и зарегистрировались. Нам предложили поехать в Гюмри, по дороге сказали, что везут в гостиницу, но привезли в ресторанный комплекс «Каркачан», расположенный рядом с деревней Бениамин, в котором отсутствовали элементарные условия. Я позвонил своему дяде и попросил его отвезти нас в Ереван. Так, мы приехали сюда, и в тот же день арендовали дом», — рассказывает Арман.

Арман – филолог по специальности, продолжает учебу на 4-м курсе здесь, в государственном педагогическом университете Армении. Проходит курсы переподготовки в 35-й начальной школе имени Николая Гоголя в Ереване. Однако Арман намерен заняться политикой.

«Я хочу, чтобы мы освободили и вернули Арцах», — говорит 23-летний парень с надеждой, что вернется в армянский Арцах․

Подробности в видеоматериале