All Этнический код Что произойдет в 2024 году? Философский пароход Родные с Севера Простые истины Полет над домом моим Заголовок Добрый армянский вечер Депортация из Арцаха Большой репортаж Аудиокнига: «Армянская литература» Армянская неделя Альфа-экономика Newsroom Alter Ego 7 портретов из истории армянского народа 5 портретов из истории армянского народа «Реальная Турция»

Когда в миссию евронаблюдателей в Армении войдут представители Турции?

04 апреля 2024, 12:20

(Власть оставляет для Турции открытую дверь)

Красная линия в политике — это граница, которую нельзя пересекать, так как после этого безопасность субъекта не может быть гарантирована. Частно красная линия, красная черта открыто сообщается оппоненту для удержания его от совершения необратимых действий.

Специфика пашиняновской Армении заключается в том, что красные линии нашей государственности постоянно сдвигаются. Например, долгое время заявлялось о том, что Армения находится в границах 29 800 квадратных километров, и что ни пяди земли с указанных границ не будет сдано соседям, однако во время своей последней пресс-конференции Никол Пашинян растоптал эту красную линию, заявив о том, что территория РА — 29 743 кв км.

Сторонники Пашиняна могут сказать, что разница не является существенной, однако в логике политических процессов это означает сигнализирование оппоненту о том, что невозможных уступок для официального Еревана не существует.

Одной из таких красных линии для Армении должно была стать невозможность вовлечения представителей Турции в работу миссии наблюдателей ЕС в Армении. Представители Турции или, например, Великобритании, ни при каких обстоятельствах не должны были получить возможность иметь своих представителей в миссии ЕС. Не должны были иметь возможности по простой причине — Турция считает для себя Армению неприемлемым политическим образованием по периметру своих границ, а появление турецких наблюдателей создало бы в стране неподконтрольный властям РА институт, в рамках которого представитель Турции мог бы собирать стратегически важные данные про РА, про передвижение по стране российских и армянских вооруженных сил.

Но что мы видим в действительности? Глава постоянной парламентской Комиссии по государственно-правовым вопросам, депутат от правящей партии «Гражданский договор» Владимир Варданян заявляет о том, что существуют три условия для вовлечения Турции в состав наблюдательной миссии ЕС в Армении.

«Для вовлечения Турции в состав европейской гражданской наблюдательной миссии в Армении необходимы согласие Армении, согласие Турции, а также решение ЕС», — заявил Варданян в интервью Общественному телевидению РА.
Вновь отметим, что красной линией для Армении в данном контексте должна была стать четкая фиксация позиции о невозможности вовлечении в миссию ЕС представителей Турции (оставим в стороне вопрос, что этой миссии в Армении вообще не должно было быть), однако Владимир Вараднян открывает не окна, а «ворота Овертона».

У нас уже есть опыт, как Пашинян сдает врагу важные для него вещи, не получая взамен ничего, и называя этот шаг «гуманитарным жестом» (передача Азербайджана карт минных полей Арцаха). В этом контексте неудивительно будет предположить, что Пашинян может заявить о том, что «в целях регионализации системы безопасности Армении, в целях обеспечения мира в регионе РА готова дать согласие на вовлечение представителей Турции в наблюдательскую миссию ЕС в стране».

С учетом же того, что спецпредставитель ЕС по Южному Кавказу и кризису в Грузии Тойво Клаар на Дипломатическом форуме в Анталье уже заявлял о том, что Турция может быть полезна в установлении регионального мира как ведущая страна региона, можно сделать логичный вывод о том, что и ЕС не будет против вовлечения Турции в работу этой миссии.

А учитывая то, что Турция — член НАТО, а миссия ЕС в Армении — это институционализация присутствия Североатлантического альянса в РА, будет неудивительно, если и Анкара изъявит желание войти в состав миссии ЕС. Это может быть представлено как шаг, направленный на «развеивание сомнений Баку в отношении деятельности миссии». Если Анкаре будет представлен такой шанс, то она им обязательно воспользуется…

В данной ситуации есть еще один нюанс: власти любят повторять, что Армения — это бастион демократии. В таком случае логично было бы предположить, что мнение народа в вопросе состава миссии ЕС должно быть учтено «демократическими властями РА». Согласно опубликованному 3 апреля опросу — более 93% жителей страны воспринимают Турцию как недружественную страну, но даже это не заставляет власти РА жестко закрыть для Анкары дверь в Армению…

Задумайтесь об этом…