Мы продолжаем оставаться очень отсталой страной с непобежденной коррупцией: «Смыслы» от Тиграна Давтяна
18 января 2026, 10:00
«Фигуры-символы легко превращаются в силуэты из кошмарного сна»
Мишель Фуко
В попытке понять политическую ситуацию в Армении мы придаём большое значение рациональным мотивам. Мы объясняем те или иные действия тех или иных политических и общественных деятелей борьбой за власть и только этим. При этом мы не учитываем фактор глубинной психологии. Мы хотим быть теми, которые всё понимают, и хотим видеть программу нынешнего правительства понятной. Так мы избегаем тревоги, достигая прямо противоположного эффекта. От необходимости взглянуть правде в глаза никуда не деться.
Никол Пашинян оказался неспособным изменить страну. Вешалки в школьных раздевалках, по-прежнему, плохо прибиваются, и их приобретают в низком качестве. То есть, вешалки как бы есть, но на самом деле их вовсе нет. Поняв, что работа с нашим обществом неподъемный труд, Пашинян перестал делать значимые шаги по оздоровлению страны. Данные им армянскому народу обещания о том, что при нём будет всё иначе, и стоит только сделать этот пресловутый «шаг» из его предвыборной кричалки, накрылись медным тазом. Мы продолжаем оставаться очень отсталой страной с непобежденной коррупцией. Выяснив, что «по-хорошему» он не может, Пашинян, засучив рукава, начал действовать «по-плохому». Как говорил незабвенный футболист и тренер Аркадий Андреасян: «Не можешь по правому флангу – играй по левому».
И Пашинян начал играть, перейдя от неудачной попытки созидания к эффектным действиям разрушения. В нем стал проявляться его характер, мы стали видеть изнанку премьера. Преследования нашей Церкви и её защитника Самвела Карапетяна – это не более чем попытка обвинить других в крушении собственных иллюзий относительно самого себя и собственного метода управления, укорить зеркало, в котором отразилась чья-то кривая рожа. «У меня не получается, потому что мне мешают», — вот подлинное, скрытое высказывание премьер-министра, а не «всё хорошо, и я не позволю никому мешать мне, чтобы и дальше всё было хорошо». Но правдой прозвучало бы следующее: «У меня не получается, потому что я не могу».
Как, спрашивается, ему мешают? Церковь его не поддерживает? Она не обязана его поддерживать. Нет такого закона, обязывающего церковь поддерживать руководителя страны во всём. Церковь в действиях премьера увидела опасность для нашей духовности, национальной идентичности и начала высказываться на этот счёт. Это её долг и, если угодно, прямая обязанность перед Богом, историей и нами. И брат Католикоса, который, по утверждению Пашиняна, является агентом КГБ, тут ни при чём. Вот уже 35 лет, как этой организации не существует, как не существует и страны СССР. Однако, как выясняется, КГБ продолжает существовать в воспалённом воображении премьера Пашиняна. Что тут можно поделать?
Мы, и никто другой, выбрали человека с молотком, имея на возвышении в самом центре Еревана святого Месропа Маштоца у входа в храм книг, многие из которых написаны его буквами. И молотком этим в актуальное время разбивают вдребезги наш национальный образ. Кризис управления совпал у Никола Пашиняна с несколько запоздалым в его случае кризисом среднего возраста, и, похоже, премьер не справляется ни с тем, ни с другим подобающим христианину и мужчине образом. Пишу об этом без злорадства, но с сожалением.
Посмотрите, что происходит в деле Самвела Карапетяна. Над меценатом, благотворителем и просто честным гражданином просто напросто издеваются. Налицо обыкновенный садизм. На что рассчитывал Пашинян? На то, что поев домашней еды и поспав в мягкой домашней кровати, Самвел Саркисович пожалеет о том, что высказываясь о главном, был верен самому себе? Что патриот Карапетян поймёт, что рассчитывать можно только на самого себя и на нас, его сторонников, и станет просто частным лицом? Не все люди, Никол Воваевич, являются холуями по своей сути. И я думаю, вы со мной согласитесь, что это хорошо. Надеюсь на это, во всяком случае.
…Что случилось с императором Нероном? Меняя бесконечно модальности (актёра и императора), он не удержался на хрупком мосту, соединяющем эти две ипостаси. Иными словами, Нерон заигрался. Вот к чему его привёл бесконечный флирт с поражённой непонятно чем или кем собственной психикой. Таков был Нерон, вошедший в историю ещё и как первый гонитель христиан и приведший страну к хаосу, которая устояла только потому, что это была всемогущая Римская империя эпохи расцвета…
Безвыходных ситуаций нет. У нас есть предстоящие выборы. Министр иностранных дел Турции Фидан нам подсказывает, кого следует выбрать, но не все граждане Армении следуют за уводящими «от гнезда» подсказками. Как говорил герой Армена Джигарханяна в небезызвестном фильме: «Ты поучи жену щи варить. Я ещё ничего не решил».