Мой сын задрожал и обратился к Богу — деда моего забрал, хотя бы отца не забирай: история депортации Карины Арутюнян
22 ноября 2023, 22:00
«Во время блокады мы думали, что появится какой-то свет, мы боролись, сопротивлялись, чтобы сохранить Арцах армянским», — в беседе с Alpha News сказала насильно депортированная из Арцаха Карина Арутюнян, которая 19 сентября лишилась Родины в результате нападения Азербайджана.
Сейчас находясь вдали от Арцаха, Карина с тоской вспоминает жестокие дни блокады, когда люди часами выстраивались в очереди за хлебом, магазины были пусты, электричество включалось на пару часов, а газа вообще не было, и люди пекли хлеб на дровяных печах, запасали на зиму те или иные продукты.
Однако 19 сентября стало судьбоносным для всех армян Арцаха. В тот день Карина не пошла на работу, поскольку с ней был 11-летний сын Тигран, посещающий школу во вторую смену, который убедил мать не идти на занятия. Вскоре после 13:00 они услышали, как в квартале «Кркжан» в Степанакерте раздался звук первого взрыва.
«Услышав звук второго взрыва, я поняла, что паниковать не нужно. Стены нашей кухни были довольно толстыми, я взяла ребенка и пошла туда. Мой сын дрожал. Во время 44-дневной войны погиб мой свекор, и сын после этого не ходил в церковь, но в тот момент он сказал: «Боже, Ты забрал моего деда, хотя бы отца не забирай на этот раз». Я начала плакать, было ясно, что ситуация очень серьезная, потому что после 44-дневной войны границы стали ближе», — говорит Карина.
Карина рассказывает, что звуки ракетного обстрела были настолько отчетливо слышны, что она надела на мальчика бронежилет, взяла с собой охотничье ружье, документы и сразу же вышла из дома.
«После 2020 года все арцахцы знали, что в каждую секунду может что-то случиться. Я надела на сына бронежилет, чтобы вдруг осколки не попали. После этого я больше не возвращалась домой, потому что было опасно. Мы отправились в дом моей свекрови, нас было 20 человек, и мы все разместились в их подвале. Выстрелы и взрыва не замолкали ни на минуту до прекращения огня. Я также взяла с собой охотничье ружье, думала, если не смогу выстрелить в противника, хотя бы нас убью, потому что знала, что может произойти с армянкой и ее ребенком, если они попадут в руки азербайджанцев», — говорит Карина.
Как вспоминает Карина, в тот день не было никаких новостей от родителей и семьи брата, связи не было вообще. 20 сентября Карина и другие члены семьи из соображений безопасности были эвакуированы к месту дислокации российских миротворцев.
«Ситуация была ужасающей, в нашем подвале было даже лучше, чем там. Мы тогда еще не знали, что люди кое-как в одних тапочках убежали из сел, а в аэропорту было холодно, ветрено, люди голодали. Миротворцы предлагали еду в столовой, но они не были готовы принять такое количество людей. Затем позвонил мой муж и сказал вернуться в Степанакерт. Кстати, я нашла свою маму прямо в аэропорту, это было единственное, что радовало под этими бомбежками», — вспоминает Карина.
Карина и родственники ее мужа покинули Степанакерт 28 сентября. До этого Карина всего один раз вышла из дома, из-за чего сожалеет.
«Лучше было бы не выходить на улицу, и Степанакерт в моих воспоминаниях остался бы чистым и красивым. Проходя по улице, можно было услышать, как люди разбивают посуду, уничтожают свое имущество, чтобы оно не досталось азербайджанцам», — рассказывает Карина.
Семья Карины приняла решение покинуть Арцах, исходя из сложившейся тяжелой ситуации. По Степанакерту уже разгуливали азербайджанские военные и полицейские, а по словам женщины из Степанакерта, с ними невозможно жить.
«Мне было два года, когда мои родители уехали из Баку. Мой отец говорит, что во времена Советов турок был другой, а сейчас-совершенно другой. Хотя мы всегда были врагами, но, увидев события 1988 года, было понятно, что с азербайджанцами невозможно жить, ярким примером этого стала война 2020 года», — отмечает Карина.
Женщина из Арцаха готова вернуться на родину, если там будет армянская власть. В настоящее время ее семья проживает в административном районе Арабкир, в Ереване. В Степанакерте Карина работала в мэрии города, но сейчас у нее нет работы. Она обратилась в министерство окружающей среды и начала готовиться к объявленному конкурсу для приема на работу. Но за неделю до этого ей позвонили, и сообщили, что она не может участвовать в конкурсе из-за отсутствия гражданства Армении. Единственным кормильцем в доме является муж Карины, который устроился на работу после переезда в Ереван.
Помимо основной работы в Степанакерте, у Карины был и свой небольшой бизнес, она изготавливала гипсовые статуи и свадебные фигурки. Сейчас она возобновила свою работу в Ереване и ожидает заказов.
Подробности в видеоматериале