О чём же умалчивает Никол Пашинян? — «Смыслы» от Тиграна Давтяна
19 июля 2025, 11:24
«Если ты сокращаешь путь, ты сокращаешь жизнь»
Восточная поговорка
Те люди, которые с содроганием смотрят на то, что происходит на родине, в Армении, и протестуют, как могут, оказались в ситуации непроходимого места, места, которые древние греки называли «апорией». Не писать и не говорить мы не можем. Мы не считаем, какое количество людей нас услышит, с нами согласится или прочтёт нас и, наконец, поймёт нас. Порывы сердца никогда не оглядываются на шансы встретиться с взаимностью. Мы все понимаем, что наши рассуждения проигрывают аргументу Никола Пашиняна в пользу его поступков, результатом которых будет то, что я называю «турецкие помидоры», имея в виду его соблазнения простых граждан перспективами торговли с соседями. О том, что еще последует за таким сближением с тюркоязычными странами, Пашинян умалчивает, либо об этом не думает, что весьма вероятно; либо не понимает, что не менее возможно.
Он просто-напросто предлагает пойти коротким путём, для вступления на который надо «всего-навсего» забыть, что мы и наша Церковь едины, и больше не испытывать коллективную ответственность перед жертвами Геноцида. Ну, и армянскому языку – нашей главной любви – придётся подвинуться, что ж тут поделаешь.
Итак, о чём же умалчивает Никол Пашинян. Вот как выглядит его обращение к нам, если снять с этого скрытого воззвания спекулятивные упаковки: «Народ! Чего вы хотите: воевать или торговать?». И выбор тут ясен. Пока у нас нет большинства, способного коллективно перевернуть эту лицемерную формулировку, задав встречные вопросы: «А кто нас поставил перед этой дилеммой? Кто начинал переговорный процесс по Арцаху «с нулевой точки»?». Спросить Никола Пашиняна о том, как согласуется такая политика с его истеричными предвыборными обращениями к нам, как к «гордым гражданам Армении» – некому. И, тем более, узнать у него о гарантиях, что дело ограничится «помидорами», и мы больше не столкнёмся с военной агрессией несравнимо более сильного противника. Или с тем, что нынче принято называть «мягкой силой». Хрен редьки не слаще. Какая нам разница, если нас и в том, и в другом случае упразднят? В лучшем случае, как государственную единицу.
Большинство из тех, кто выбрал Пашиняна в 2021 году, не способно нести бремя национальной миссии. И на данный момент оно выбирает того, кто относится к армянской независимости, как к непосильной ноше. Предложение Пашиняна народу является простым и ужасающим одновременно: обменять свою государственность на сытую жизнь, при которой за тебя думают и решают другие. Этакий лайфхак от Никола Воваевича. По-нашему, – троянский конь. И людей, сопротивляющихся этому позору, явно недостаточно. Пока.
Понятно, почему: добро требует усилия, а зло самовоспроизводится, как гласит онтологический закон. Проще говоря, разрушать – не строить. Скажу точнее: мы стали ленивы и боязливы. Жиром обросли наши тела и – что хуже – умы и души.
А в связи с «простыми» предложениями власти гражданам республики вспоминается поговорка: «Простота хуже воровства». Что ж, мы, оппозиция, будем продолжать идти против толпы, но со своим народом. В этом смысле, у нас появились прекрасные образцы для подражания: Рубен Варданян, ныне пребывающий в бакинской тюрьме и Самвел Карапетян, которого предательски арестовали в Ереване.
Задача у сил сопротивления сложная. Она связана с поступками больше, чем с разъяснениями. Нужен толковый, реализуемый план. И нужно набраться терпения в условиях цейтнота. Беспрецедентная по сложности задача. Бросок на ветряные мельницы. Но другого пути нет.
Сергей Довлатов однажды сказал: «В моральном отношении неудавшаяся попытка еще благороднее. Хотя бы потому, что не вознаграждается». Не правда ли, красиво? А ещё нам не будет стыдно перед своими детьми.
P.S. Когда этот материал был уже готов для отправки в редакцию, премьер-министр Армении дал в Ереване пресс-конференцию, на которой высказался в том духе, что, ну, не воевать же с Турцией, дескать, это – абсурд, следовательно, надо идти на сближение. Подобное умозаключение есть образчик фарисейства! К такой альтернативе мы пришли благодаря вам, Никол Воваевич. Конечно, если вульгарно давать понять российской дипломатии, начиная с 2018 года, что её помощь нам не нужна, как это делало новоиспеченное руководство нашей республики, то – да, мы остаёмся с этим выбором. Но вы, Никол Воваевич, кое-что упустили в своём вердикте. Вам следовало сказать народу так: «После того, как мы бездарно (или специально) испортили отношения с Россией, мы должны выполнять волю Турции и Азербайджана беспрекословно, лишь делая вид, что сопротивляемся». И тогда это было бы правдой. Дьявол кроется в деталях.