Пашинян пойдет до конца, а другие?
23 апреля 2024, 13:30
(Что следует знать о последствиях «делимитации по-пашиняновски)
Уже несколько дней наши западные друзья поздравляют нас с «историческим событием» — договоренностью между Арменией и Азербайджаном об осуществлении делимитации государственной границы на основании Алма-Атинской декларации 1991 г. От НАТО до ООН, от Норвегии до Германии, от Хавьера Коломины и Тойво Клаара до «крестного отца» сдачи Арцаха Азербайджану Шарля Мишеля, все восторгаются сдачей армянских территорий Азербайджану в условиях, когда официальный Баку продолжает отказываться признавать территориальную целостность Армении.
Это, в свою очередь означает, что официальный Баку и его партнер по «Шушинской декларации» официальная Анкара отказываются признать политическую субъектность Армении. Иными словами, не признают Армению как государство.
Оставим в стороне тот факт, что на Украине Запад отказывается от компромиссов с Россией за счет территорий Украины (по крайней мере пока), а армянское руководство поощряет сдавать все новые территории, и остановимся на том, что опасности подобного формата делимитации (без четких карт, без посредников, без обязательств со стороны официального Баку) понимает и сам Никол Пашинян.
В ходе заседания инициативной группы партии «Гражданский договор» Лорийской области, говоря, в том числе, о нынешнем этапе «делимитации» Пашинян заявил, что они заложили очень серьезный краеугольный камень для успешного развития этапа обеспечения суверенитета, независимости, территориальной целостности и безопасности РА. «Если мы правильно справимся в течение одного-двух лет, то сможем обеспечить среднесрочное и долгосрочное существование РА», — отметил он. Возникает логичный вопрос, а что если нет?
И Пашинян знает, что нынешний процесс с очень большой долей вероятности не завершится «обеспечением суверенитета, независимости, территориальной целостности и безопасности РА». Однако лично у него нет иного выбора. Только доведя до конца этот процесс, который завершится полным отрывом Армении от России (даже с учетом возникающих из-за этих угроз физического уничтожения со стороны Турции и Азербайджана) и встраиванием РА в систему тюркского мира, Пашинян может рассчитывать на продолжение своей политической карьеры. И не только.
Но это его выбор. А что думают об этом в государственном аппарате, что про это думают геополитические соседи и естественные союзники?
В апреле мы стали свидетелями любопытного эпизода, на который многие не обратили внимание: несмотря на заявления на самом высоком уровне, несмотря на весь поток пропагандистской информации, «сбрасываемой на головы» населения Армении, канцелярия вице-премьера РА Мгера Григоряна опровергла заявления о том, что уже достигнута договоренность между сторонами начать делимитацию именно с Тавушской области.
Это хоть и эпизодическое, но проявление царящих в системе власти настроениях и разногласиях. Если канцелярия Григоряна, ответственного от Армении за работу комиссии по делимитации границы между странами говорит о том, что договоренностей по Тавушу нет, то кто в таком случае на самом деле ведет переговоры от РА, если из различных кабинетов доносятся голоса о том, что договоренности есть?
Если же заявление от 3 апреля – проявление несогласия с позицией Пашиняна, то действительно ли в аппарате госуправления полагают, что одним лишь заявлением можно что-то изменить?
Вновь становится актуальным вопрос к представителям госаппарата, к фракции «Гражданский договор» — вам действительно хочется нести равную с Пашиняном ответственность за происходящее с Арменией? В 2018 году Вы присоединялись к нему, чтобы сдать и Арцах и Армению Азербайджану, а также чтобы стать персональными врагами для РФ и Ирана?
Кстати про Тегеран и Москву: как в армянском госаппарате, во фракции Пашиняна в НС, в рядах армянской оппозиции, так и в двух этих столицах все еще нет понимая, что Пашинян пойдет до конца. Это утверждение — уже политическая аксиома. Каждый из указанных субъектов должен сам для себя оценить, чего будет стоит ему этот «пашинянвоский конец».
Задумайтесь об этом…