All Этнический код Философский пароход Родные с Севера Реальная Турция Простые истины Полет над домом моим Нерассказанная история Народ говорит Миропорядок 2.0 Инстафейс Заголовок Добрый армянский вечер Депортация из Арцаха Гостеприимная Москва Вне поля зрения Большой репортаж Большая история Аудиокнига: «Армянская литература» Армянский пасхальный стол с Гаяне Бреиовой Армянский новогодний стол с Гаяне Бреиовой Армянская неделя Newsroom Alter Ego Alpha Собеседник Alpha Economics Alpha Analytics 7 портретов из истории армянского народа 5 портретов из истории армянского народа 2025 – что будет? | Арцах – Армения: новый мировой порядок 2024 – что будет? | Арцах – Армения: новый мировой порядок

Революция пожирает собственных детей — «Смыслы» от Тиграна Давтяна

19 октября 2025, 16:09

«Этот бег за призрачными монстрами разрушает психику».  Карл Гюстав Юнг.

Революция пожирает собственных детей. Выражение известное, автором является кто-то из французов, которые, как известно, большие мастера афоризмов. Фраза эта, как правило, применяется в ситуации, когда меч террора занесен над тем, кто сам еще вчера раздавал смертельные наказания налево и направо. Это, так называемый, горячий террор – карательные акции, связанные с убийством. Юридическое основание у террора – это приговор революционного трибунала, правомерность которого оспаривать себе дороже. Например, ты возмутился тем, что в тюрьмы сажают священнослужителей, и открыто говоришь о том, что этому следует положить конец, вполне возможно и, наверное, ты — следующая жертва.

В нашем нынешнем варианте тезис о монстре революции работает несколько иначе.

Пока, во всяком случае. Для «казуса Пашинян» я бы его слегка подкорректировал. Для данного случая подошло бы следующее высказывание: революция пожирает нравственность собственных детей. Или душу. Я не собираюсь никого обличать: «а вот там-то сказано так», «а там там-то сделано этак» и «как это вяжется с этими словами и действиями». Это – неработающий ход. Хотя осуждениями – обличениями так или иначе пропитано почти все, что говорят люди, которые, как и я, боятся потерять страну, которую любят.

Я лишь продолжаю изумляться человеку, который говорит о демократии, о мире, начавшейся эпохе созидания и только созидания сегодня, и который превращается в карликовую версию Ирода Великого на следующий день. Что происходит? Мне кажется, премьер–министр Армении заигрался и играет уже по-крупному.

Здесь тоже умение остановиться вовремя не помешало бы. Если еще не поздно. Сказать честно, я не успеваю следить за скоростью смены ролей и политических обликов Пашиняна. Никол Воваевич демонстрирует невероятный каскад метаморфоз собственного «Я».

Летчик – ас какой-то, а не премьер–министр. Хочется взять в руки громкоговоритель и прокричать ему вслед: «Никол Воваевич! Не улетайте далеко от аэродрома, горючего в баках не так много».

Подобная манера управления государством, которая все более явно сводится к формуле: «кто против меня, тот враг государства», уместна в сильном, независимом, авторитарном государстве. Во всяком случае, образ бы соответствовал историческим прецедентам. Но в маленькой, израненной, слабой во многих, чтобы не сказать во всех, отношениях стране подобный волюнтаризм лидера не смотрится. Это – некрасиво. Я бы сказал, эстетически неприемлемо. Как сказал поэт: «Эстетика — мать этики». Мое упрощенное истолкование этого высказывания таково: то, что некрасиво, не может быть добродетельным.