Третье плечо Армении
30 августа 2025, 16:00
Сегодня Армению и армян старательно подталкивают к выбору – с кем дружить, торговать, строить единое пространство и общее будущее. Среди вариантов: идти путем евроинтеграции, полагаться на благосклонность США в турецко-азербайджанской авантюре или продолжать опираться на российское плечо.
При всей кажущейся многовекторности внешняя политика нынешнего руководства Республики туманна в той же степени, что и контуры новых союзов: что, кроме синего флага со звездочками, может предложить Армении далекий во всех смыслах Евросоюз, как долго опасно близкий Азербайджан будет мириться с независимостью христианского соседа?
Вопросов очень много, причем вопросов фундаментальных для армянского народа.
Как рассказать всем этим новым партнерам, кто такая Армения, через что она прошла? Над какими шутками смеются в Ереване и Гюмри, какие песни любят? Да и будут ли слушать? Европейцы и американцы старательно умалчивают про геноцид армян, турки и сейчас не считают хай за отдельную нацию, азербайджанцы не прочь занять армянские земли.
Говорят, друг – это как третье плечо. Такое же надежное, как свое собственное. Можно ли полгаться на плечо, с которым у тебя почти ничего общего? Вряд ли.
Можно ли разорвать родство России и Армении и остаться цельным? Однозначно нет. И вот почему.
Столпы армянской экономики
Не секрет, что армянская экономика зиждется на внешней торговле. 39% из топ-1000 налогоплательщиков Армении – торговые компании. На поставках на внешние рынки зарабатывают фермеры, производители спиртного, цветоводы, транспортные компании. И основной покупатель армянской продукции вот уже долгие годы – Россия, она покупает у Армении 98% сельхозпродукции, 78% крепкого алкоголя и что-то около 87% сыра, творога и воды.
Следующий за Россией партнер, ОАЭ, обеспечивает в 2 раза меньше торгового оборота Республики. А если посмотреть внимательнее на год стремительного увеличения торговли с Эмиратами, становится понятно, что и этот объем Армении обеспечили перепродажи в Россию после введения европейских рестрикций.
Совсем не тайна то, что стабильная экономическая ситуация и продовольственная безопасность в стране базируются на дешевых российских энергоресурсах (природном газе и электроэнергии с Армянской АЭС) и беспошлинной торговле в рамках ЕАЭС.
Что касается продовольствия, тут все просто: 99,9% пшеницы, 99,7% кукурузы и 98,9% пшеничной муки в Армению поступают из России. И не облагаются пошлинами, а значит, дешевле обходятся бюджету армянских семей.
Российский бизнес был и остается ключевым инвестором в экономику Армении. В Республике работают 40 крупных российских предприятий, инвестпроекты и налоговые платежи которых составляют в миллиарды долларов. Это, например, и Зангезурский медно-молибденовый комбинат, и «Газпром Армения», и Wildberries.
У успешности армяно-российских отношений две составляющие: Евразийский экономический союз, с его беспошлинной торговлей, едиными регламентами и транспортным каркасом, и налаженные связи между поставщиками, торговыми компаниями, производителями. Связи, которые строятся на общей истории, культуре, в том числе бизнес-культуре, одном языке общения.
Генетическая память истории
Говорят, что на земле остались два древнейших народа: евреи и армяне. И большую часть своей тысячелетней истории армяне прожили в союзе с Россией. Лишенные собственной государственности, армяне находили защиту и кров, почет и уважение и в Российской империи, и в Советском Союзе.
Исторически сложилось так, что роль России в судьбе армянского народа оказалась незаменимой. От спасения от османского геноцида и помощи после разрушительного землетрясения 1988 года до финансирования программ школьного питания в современной истории. Армения всегда находила у России защиту и помощь.
Русские и армянские солдаты бок о бок воевали и в русско-турецкой войне, и в Великой Отечественной. 500 тысяч красноармейцев, не давших нацистам захватить мир, были армянами.
Все это больше, чем узы исторического сотрудничества. Это единство судеб, которое хранится в генетической памяти.
Хранится в ней и турецкий период. Хранится, как армянская голгофа, как самые черные страницы тысячелетней летописи армянского народа. Эта же память и подсказывает, что из Стамбула Армения всегда будет лучше выглядеть как «западный Азербайджан».
Нет стремления разбираться в истории взаимоотношений между Арменией и Азербайджаном с Турцией и у европейского сообщества. Тему геноцида там дипломатично загоняют под ковер, предлагая Армении путь манкурта: человека, не помнящего кто он и откуда.
Пространство единства
У России и Армении нет пересечений на карте, но тем прочнее, долговечнее и ценнее то общее пространство, которое сформировалось между людьми и культурами двух стран.
Его создали два века Армении в Российской империи и почти 70 лет в Советском Союзе. Это поколения людей, которые знали одни и те же песни, учились по одним учебникам, смотрели одни фильмы, вместе радовались и горевали.
Айвазовским, Параджановым и Хачатуряном одинаково гордятся и в Армении, и в России. Афиши и армянских, и российских театров сложно представить без имен Чайковского, Чехова, Островского, а театральное искусство в целом – без гения Вахтангова. И русского, и армянина тронет мелодия Таривердиева. И тот, и другой обязательно посмеются над ироничными рассказами Довлатова.
Пожалуй, такого глубокого и основанного на искреннем уважении друг к другу переплетения культур на мировой карте найти сложно.
А хорошее знание русского языка никогда не мешало армянским ребятам прекрасно говорить и писать на родном языке. Но заботливые родители всегда считали, что с хорошим русским перед отпрыском откроется больше возможностей. Недаром в недолгий период бойкота русскому языку Армению покинули огромное число семей интеллигентов.
Русский язык всегда помогал армянам зарабатывать. Даже сегодня гиды с хорошим русским – одна из самых востребованных профессий на армянском рынке труда, ведь основной турпоток в Армению – российский.
А теперь всерьез обсуждается возможность изучения в армянских школах турецкого. Кроме как угрожающей, эту инициативу никак не назовешь.
Пока в Европе практикуют культуру отмены, Россия и Армения развивают культурный диалог. Пока европейские театры вынуждены часть репертуара забивать ЛГБТ-повесткой и вводить в актерские составы трансгендерных персон, Россия и Армения сосредотачиваются на вечных ценностях: семье, любви и дружбе, преданности. И вряд публика, что в Армении, что в России, ЛГБТ-повестку на театральных подмостках оценит. Уж больно чуждыми свободные европейские нравы выглядят для традиционной культуры, а для неокрепших детских умов – как минимум вредными.
Один Бог, одна религия
Голоса Баку и Стамбула часто сливаются в унисон, ведь у них одна кровь, одна религия. А силу веры недооценивать нельзя.
Христианский взгляд на мир, который разделяют Армения и Россия, всегда был другим. Миролюбивым, всепрощающим. Церкви обеих наших стран старательно сберегали вокруг себя их государственность и культуру, защищали их монастырскими обителями в самые тяжелые годы. В отличие от католичества, православие всегда занимало позицию аскета: задача православной церкви дать утешение, надежду и опору. Не позволяет православная церковь и искажать священный институт семьи, тогда как католические пасторы семьей охотно называют совсем противоестественные союзы.
Недаром армяне в России свободно посещают православные храмы. Все главные смыслы общения человека с Богом у Русской православной и Армянской апостольской церкви одни. А если вера одна, то понимание всегда найдется.
Человек человеку – брат
В России давно не считают армян иностранцами. Не принято. Здесь самая большая и самая активная армянская диаспора, которая не потеряла своих связей с родиной. Никого ни в России, ни в Армении не удивляют смешанные браки, это норма. Общая история, культура и религия сделали национализм между русскими и армянами невозможным по своему определению. В народе шутят, что человеческие связи между армянами и русскими такие же крепкие, как армянский коньяк.
Эпилог
Говорят, отличительная черта армянского менталитета – стремление к созиданию. И во всей мере эта черта проявилась в отношениях с Россией. Мы прошли долгий, сложный путь, но прошли его вместе, рука об руку, плечом к плечу. Так у Армении появилось третье плечо – плечо российское. Плечо, на которое всегда можно положиться. Плечо друга. Как мудро писал Расул Гамзатов: «На земле друзей не так уж много: опасайтесь потерять друзей».