All Этнический код Философский пароход Родные с Севера Реальная Турция Простые истины Полет над домом моим Нерассказанная история Народ говорит Миропорядок 2.0 Мам джан Инстафейс Заголовок Добрый армянский вечер Депортация из Арцаха Гостеприимная Москва Вне поля зрения Большой репортаж Большая история Аудиокнига: «Армянская литература» Армянский пасхальный стол с Гаяне Бреиовой Армянский новогодний стол с Гаяне Бреиовой Армянская неделя Newsroom Alter Ego Alpha Собеседник Alpha Economics Alpha Analytics 7 портретов из истории армянского народа 5 портретов из истории армянского народа 2026 – что будет? 2025 – что будет? | Арцах – Армения: новый мировой порядок 2024 – что будет? | Арцах – Армения: новый мировой порядок

В каком направлении смотреть глазам нашей души? — «Смыслы» от Тиграна Давтяна

21 февраля 2026, 14:41


«Нации, как и женщине, не прощается минута оплошности, когда первый встречный авантюрист может совершить над ней насилие». Карл Маркс

«Мы сами создаем себе в этой жизни и рай, и ад».  Уильям Фолкнер

Последней проверкой Одиссея после его возвращения на Итаку был тест его жены Пенелопы, связанный с супружеским ложем. Пенелопа попросила мужа передвинуть их кровать, что сделать было невозможно, так как кровать была вмонтирована в оливковое дерево, о чем Одиссей и напомнил Пенелопе, которая, после этого, окончательно перестала сомневаться, что назад вернулся действительно ее муж.

В чем же запрятанный Гомером смысл этого эпизода? Ведь на тот момент уже было очевидно, что странник, пришедший в дом царя Итаки, и есть сам царь? А в том, что Пенелопе важно было понять, помнил ли в свое отсутствие Одиссей о своем центре, символом которого являлось их брачное ложе. Заметим, не факты физической неверности мужа беспокоили Пенелопу, не его эротические приключения с Киркой и Калипсо, а следующее: помнил ли он о том, где именно его центр, основание его бытия.

А где сегодня наш — армянский, центр? Что является им? Давайте, зададим себе этот вопрос. Вопрос, на который все труднее и труднее ответить всем нам.

Наша церковь? Мы всегда так считали. Наша церковь всегда была нашим ядром. Сегодня после продолжающейся, отвратительной атаки нашего правительства на Святой Эчмиадзин уже непонятно, для всех ли это так. Поскольку кто-то, как ни страшно это осознавать, поддерживает это злодеяние.

Наша столица Ереван? Казалось бы, ответ очевиден – да. Но что мы слышим и видим. Официальные власти Азербайджана открыто говорят, что Ереван исторически был их городом и таковым будет, и даже вскоре. А наши власти не спешат протестовать против такого утверждения, а часть нашего народа не спешит протестовать против такой, мягко говоря, пассивности нашего правительства.

Эти самые власти произносят довольно жалкие рационализации в попытке скрыть свою политическую импотенцию: «Их (азербайджанцев) можно понять», и тому подобное. А тех из нас, кого возмущает столь постыдная покорность команды Пашиняна, немедленно объявляют провокаторами, врагами и шпионами.
Так что же сегодня является нашим духовным центром? О чем нам всем — носителям в себе своей собственной Одиссеи, следует помнить, как о главном для всех армян, безотносительно их политических взглядов, местопребывания? В каком направлении смотреть глазам нашей души, куда нам и нашим детям возвращаться, в конце концов?

Просто внимательно послушайте, что говорит премьер Армении Никол Пашинян. Вся суть его высказываний сводится к тому, что нам надо принять новые правила и новые ценности. А все остальное — ненужный груз прошлого. Или балласт.

Такая вот у нас эволюция (ну не деградация же) взглядов премьера РА: от «Арцах – это Армения», до «Карабах – это удавка» и далее – «Арарат не на нашей территории», и вскоре – объявление войны собственной Церкви. О том, к чему может привести подобного рода бессмысленная жестокость, никто не хочет или не способен думать. Правящая партия ясно показывает, что не остановится ни перед чем, если сочтет это нечто реальной угрозой своему верховенству.

Пашиняну любезны лишь те люди, которые шагали с ним вместе в недобрый 2018 год. В комбинации с этими людьми он выполняет распоряжения Западного альянса. Плюс — похожие директивы Турции и Азербайджана. Стран, которые являются продолжением Запада в нашем регионе.

Вывод таков: наше прошлое, по Пашиняну, задерживает наше развитие. И если мы, при этом, как и все, испытываем необходимость опереться на нечто непреходящее, вечное, нам следует считаться с новой реальностью: опереться мы можем только на новых «друзей», которые все более активно шлют видео депеши из центра Еревана в Баку. Это так, как бы парадоксально и ужасно это ни звучало.

Занятно выходит: Алиев свободно рассуждает о мечетях в Ереване, а Католикос всех армян не может принять участие в епископском сборе, так как находится под государственным надзором. Хочется уснуть, проснуться, и чтобы всё происходящее с Арменией сейчас было ночным кошмаром.