В семье траур, а один из членов этой семьи корчит прохожим рожицы: «Смыслы» от Тиграна Давтяна
13 декабря 2025, 12:45
«Есть ли смысл веселиться, приятель, я думаю, нет,
Даже если он в траурных черных трусах до колена». Сергей Гандлевский, «Стансы»
Пашинян, находясь в Москве, опубликовал в сети забавное видео: Лубянская площадь в музыкальном сопровождении группы «Ласковый май». Этот замечательный этюд заканчивается известной комбинацией из пальцев, которая символизирует сердце. Российские комментаторы публикации назвали ее не солидной, мягко говоря, для руководителя государства.
Это вопрос спорный. То есть, да, и мне кажется такое поведение на публике не совсем подобающим для лидера страны, но, быть может и даже, наверно, молодёжи оно по душе. А молодёжь – это значительная часть избирательных голосов. И если так, то подобные публикации в совокупности с головным убором Пашиняна – на сей раз шляпа а-ля руководители канувшего в лету социалистического лагеря – ход неплохой. А может, всё ещё проще: премьер поддался текущему настроению. Может, в нём проснулся советский мальчик, который вдруг из Иджевана попал в столицу, и вот он, главный «Детский мир» с его вожделенной «железной дорогой» из ГДР. До него – рукой подать, да и Красная площадь с дедушкой Лениным совсем рядом. Это даже мило, в этом есть что-то живое, настоящее.
Увы, но не в этом суть дела. Неважно, соответствует ли подобное поведение канонам, которым должно следовать первое лицо государства на людях или оно, это поведение, маргинальное. А важно то, каких результатов ты достиг, находясь в своей должности – вот, что имеет значение. Способен ли ты сделать так, чтобы игривое настроение также присутствовало и в обществе, тебе вверенном? Все ли граждане руководимой тобою страны одеты, обуты, сыты и чувствуют себя в безопасности у себя дома, в Армении, как ты – в столице Российской Федерации? Обеспечь уровень внутренней свободы, какой ты демонстрируешь или имитируешь в себе, и для других армян, и мы присоединимся к твоей телефонной режиссуре. Тогда твоё поведение можно будет назвать стилем, ибо это поведение будет наполнено, обосновано объективными успехами. Тогда это поведение будет поведением положительно содержательного человека.
А что мы имеем сегодня? Республика всё более отчётливо приобретает черты захудалой африканской диктатуры какого-нибудь диктатора Мугабе из Родезии – Зимбабве. Становится страшно произнести что-то, что противоречит лукавым публичным заявлениям властей. Где это видано, чтобы человека, который публично выразил намерение защищать «по-своему» национальную Церковь, упрятали на неопределённый срок в застенки, не скрывая намерений ограбить его и унизить. Поступок, отсылающий нас в тёмное Средневековье, оживляющий картинки Сельджукского завоевания Малой Азии.
Где это видано, чтобы светские власти так по-хамски и очень жестоко вели себя в отношении Церкви? А впрочем, прецеденты были. На ум приходят ранние годы правления большевиков. Мы сейчас в Армении подражаем им? Если – да, так и скажите и прекратите лицемерить, восхваляя демократию. И, наконец. До весёлых ли селфи должно быть премьер-министру, которому приказывают изменить конституцию, руководимой им страны, в угодную отдающему подобные распоряжения сторону? До веселых ли нам сегодня селфи, когда такое количество наших пленных продолжают оставаться таковыми?
Если мы придём в себя, то перед нашими глазами немедленно предстанет беспощадная правда: в семье траур, а один из членов этой семьи сидит на перилах балкона и корчит прохожим рожицы. И тогда видео-послания из Москвы перестанут казаться забавными, а будут смотреться, как мрачный гротеск. И нам лучше проснуться сейчас самостоятельно, а не когда нас станет будить звон колоколов Вагаршапата, в тревожной перекличке которых мы услышим реквием по самим себе.